Почему парфенова не пускают на тв. Куда исчез леонид парфенов

Если кто-то до сих пор сомневался, что свободы слова в России больше нет, то последние события на телеканале НТВ окончательно посрамили скептиков. Вечером во вторник, 1 июня, стало известно о том, что руководство канала в лице генерального директора ОАО "Телекомпания НТВ" Николая Сенкевича уволило Леонида Парфенова - ведущего еженедельной программы "Намедни", одного из самых ярких российских тележурналистов последнего десятилетия, до сих пор поддерживавшего отблески былой славы этого канала образца 1993-2001 годов.

Причины, по которым был отправлен в отставку Леонид Парфенов, уже известны. В официальном сообщении, процитированном в вечернем выпуске НТВ, говорится следующее: "Причиной увольнения стало закрытие программы "Намедни", связанное с нарушением трудового договора, допущенным Парфеновым, обязывающим его поддерживать политику руководства телекомпании".

И даже про "нарушение трудового договора" тоже все уже известно. В минувшие выходные творческий коллектив программы "Намедни" планировал показать сюжет журналистки Елены Самойловой под названием "Выйти замуж за Зелимхана", посвященный вдове бывшего президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева, три месяца назад в столице Катара Дохе. Оказывается, сюжет был отснят еще во время майских праздников и подготовлен к эфиру больше недели назад. Но, как выяснилось, показывать его в предыдущем выпуске "Намедни" было нельзя.

Леонид Парфенов, безусловно, один из наиболее талантливых журналистов на современном телевидении. Однако инцидент не был первым. Поэтому мы были вынуждены принять подобное решение. Все обязательства перед своим бывшим работником, содержащиеся в трудовом контракте, будут выполнены телекомпанией в полном объеме.

Гендиректор НТВ Николай Сенкевич

"Тогда руководство компании (и не только) просило нас не давать сюжет в эфир. Нам сказали, что надо отложить показ, потому что речь идет о судьбе людей. Я пошел навстречу, решив, что ничего не изменится за неделю", - объяснил эту ситуацию сам Парфенов. Действительно, в настоящее время в Катаре , которых обвиняют в убийстве Яндарбиева, поэтому пускать в эфир сюжет о вдове погибшего вроде как и неудобно - вдруг повлияет на судьбу соотечественнков, попавших в беду?

Но через неделю Парфенов решил, что теперь уже удобно, и 30 мая сюжет вышел в дневном выпуске, рассчитанном на дальневосточную аудиторию. Смотреть это выпуск, из-за отсутствия в Москве самого Сенкевича, пришел его заместитель по информационному и политическому вещанию Александр Герасимов - на НТВ существует практика предварительных, "дневных" просмотров новых программ руководителями канала, которые по ходу вносят в уже готовый материал технические и иные коррективы, после чего одобренный сюжет идет в вечерний эфир по московскому времени.

На этот раз коррективы были серьезными. "После эфира у нас состоялась длиннющая дискуссия, – сообщил Парфенов. – Герасимов настаивал на том, что есть просьба спецслужб до разрешения вопроса с подсудимыми ничего про процесс в Катаре не давать. А моя позиция была, что не показывать я не могу: у нас попытка сделать что-то эксклюзивное, а, насколько я знаю, это первое интервью Малики Яндарбиевой, и я не могу согласиться с тем, что это непрофессионально".

Слово за слово, Парфенов заявил Герасимову, что просьба спецслужб ему не указ, а указ - письменное распоряжение непосредственного начальства, то есть самого Герасимова. Как впоследствии пояснил опальный тележурналист, на НТВ никто никогда ничего в письменной форме делать не запрещал. Наверное, Парфенов и рассчитывал, что Герасимов спасует перед бумагой и отступится. Но Герасимов проявил твердость, и Парфенов получил на руки официальный документ о том, что сюжет Елены Самойловой снят с эфира.

Итак, 30 мая "Намедни" вышли без сомнительного сюжета, а через два дня Парфенова уволили с НТВ с указанной выше формулировкой: за "нарушение трудового договора". Попрание свободы слова налицо. Шеф-редактор программы "Сегодня с Михаилом Осокиным" на НТВ Елена Савина прокомментировала это событие так: "Конечно, это квинтэссенция кремлевской глупости и пошлости. За последние четыре года власть всегда из двух возможных решений выбирает самое неудачное. Парфенов никогда не внушал Кремлю доверия. Он оставался вещью в себе, занимался профессией, а не кремлевскими играми. Мы, новостники, понимаем, что это серьезная атака является предупреждением и нам, и Татьяне Митковой. Я рассматриваю случившееся как начало перепрограммирования компании, подготовки НТВ к превращению в третьесортный канал".

А генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко пошел еще дальше и назвал увольнение Леонида Парфенова с НТВ таким же революционным и знаковым событием, как убийства Дмитрия Холодова и Владислава Листьева или закрытие телеканала ТВС: "Если до этого мы все знали, что у нас есть цензура и контроль государства за федеральными каналами, но у нас хотя бы была дозированная гласность, когда телевизионным мэтрам кое-что позволялось, то сейчас, получается, ничего не позволяется даже им, и телеканал даже не заботится о своем рейтинге".

Для того чтобы оценить всю политическую подоплеку этого события, следует обратиться к самому сюжету о Малике Яндарбиевой. К счастью для россиян, которым не повезло так, как жителям Дальнего Востока, газета "Коммерсант" в понедельник опубликовала полную распечатку неблагонадежного материала. Тут не хватает видеоряда, но ведь главное-то, конечно, текст самого интервью с вдовой покойного президента:

"Выйти замуж за Зелимхана"

Содержание снятого с эфира сюжета программы "Намедни".

Корреспондент за кадром : Это последняя съемка из домашнего архива Яндарбиевых. День накануне покушения Зелимхан провел в саду. К приусадебному хозяйству его пристрастила жена Малика. Ей, чеченской селянке, неуютно показалось в катарских песках. Хотела, чтоб на новом месте было как на родине до войны, когда зеленые деревья еще не называли на армейский манер зеленкой.

Теперь она редко выходит из дома. Три месяца Малика Яндарбиева носит траур и прячет лицо под хиджабом.

На дискотеке гремит песня t.A.T.u. "Нас не догонят" по-английски. После своих гастролей девичья группа известна в Катаре не меньше, чем мужской дуэт из России, который обвиняют в убийстве Яндарбиева. В судебной хронике их всегда показывают со спины, Малика пошла в зал суда, чтобы заглянуть в глаза.

Малика Яндарбиева, вдова Зелимхана Яндарбиева : Один с белыми волосами, светлыми. Высокий. Это Анатолий Яблоков. Этот Анатолик обиделся, что его сравнили с филиппинцем. Но он немножко похож на филиппинца. Низкий такой, полный. Мне кажется, он еще полнее стал. Видимо, его в тюрьме раскормили.

Корреспондент за кадром : Район, где стоит дом Яндарбиевых, что-то вроде Посольской слободы - дипломатический квартал. Убийство Зелимхана вызвало здесь свою бурю в пустыне. Ведь убили не просто президента Чечни, как его здесь называли, а личного гостя самого эмира.

Малика Яндарбиева : Сам эмир Хамад аль-Тани, его жена Моза, шейха Моза, - очень чувствительный, хороший человек, понимающий. Они после убийства были, у сына были, проведали нас. Сказали, что никаких проблем не будет. Шейха Моза сказала: "Малика, знай, твои дети - это мои дети".

Корреспондент за кадром : Семья Хусейна Нимаи живет неподалеку от мечети, где в тот день Зелимхан молился вместе с сыном Даудом. Закончив намаз, они сели в джип, но не успели далеко отъехать. Взрывом разворотило машину. Отец погиб на месте, сына забрали в реанимацию.

Хусейн Нимаи : Да, я слышал, был взрыв. Убили президента Чечни. Я думаю, это сделали русские или кто-то из другой страны. Какие-то свои разборки.

Корреспондент в кадре : Для Персидского залива Катар - все равно что Монако для Лазурного берега. Одна из самых богатых и миролюбивых стран Аравийского полуострова. Здесь одинаково комфортно и катарским подданным, и иностранцам, которых вдвое больше коренных жителей.

Корреспондент за кадром : Русским туристам Катар полюбился сразу: шикарные отели с неограниченным алкоголем, сувенирные бутики, где можно купить чадру от Armani. Рекламный ролик министерства туризма заманивает в страну любителей острых ощущений: ловля жемчуга, соколиная охота и экстремальное сафари на джипах, что теперь звучит жутковато.

Яндарбиев не прятался в лесах, уходя от зачисток, как Басаев и Масхадов. Свою борьбу он вел в глубоком тылу.

Малика Яндарбиева : Он хотел у себя дома умирать. Не хотел уезжать и где-то далеко не хотел старческой смертью умирать. И он действительно умер от руки врага в чужом государстве.

Корреспондент за кадром : Когда они познакомились, Малика работала библиотекарем, а начинающий поэт Зелим сотрудничал в грозненской газете "Ленинский путь". Потом Яндарбиев пошел своим путем, но стихи продолжал писать только лирические.

Малика Яндарбиева :
Когда лампы все погасишь ты,
Поняв, что обманута судьбой.
Дни пусты и ночи все пусты,
Только одиночество с тобой. (Плачет.)
Поклянешься ты себе (плачет) тогда
Прогонять и мысли обо мне.

Корреспондент за кадром : Семейный альбом Яндарбиевых. Старший сын Бешто - несколько лет назад его сбила машина. Приемный сын Абдусалам - убит при зачистке в Чечне. 12-летний Дауд - поправляется после покушения. И 8-летняя Аминат.

Малика Яндарбиева : Я не кровожадная (смеется) . Как Аллах предписал, так оно и будет. Мне самое главное, чтобы дети от этого стресса отошли. Чтобы мальчику вернуть здоровье, которое он потерял так рано (плачет) . Вот такая жизнь.

По-моему, все кто сидел в зале суда, думали, о каких нарушениях прав русские могут говорить вообще, если речь идет о людях, которые прибыли в чужое государство и взорвали невинного человека с ребенком, пришедших помолиться? А ведь жертв могло быть огромное количество! О каких правах русские могут говорить, если посмотреть на то, что они сотворили с нашей цветущей страной, особенно с чеченской столицей? Во что они ее превратили? За что? А сколько убили невинных чеченских детей, женщин и братьев? Кара неотвратима и Аллах за все спросит. Я уверена в этом, потому что знаю, - мой муж прожил чистую, честную и прекрасную жизнь, и был убит за веру во Всевышнего, за стремление к свободе, которую нам дал Аллах, а ведь только Он может отнять ее.

Из интервью Малики Яндарбиевой сайту "Чеченпресс"

Вот такой сюжет. Не зря все-таки Елена Самойлова съездила в Катар. Сколько нового узнали бы телезрители из ее материала - и о популярности группы "Тату" на Ближнем Востоке, и о шикарных отелях с неограниченным алкоголем, и о чадрах от Armani. И даже стихотворение покойного поэта в почти аутентичном исполнении послушали бы. Ну и о слезах вдовы поэта тоже услышали бы, и о том, что Анатолик похож-таки на филиппинца.

Вот только непонятно, почему Парфенов называет это интервью с вдовой Яндарбиева эксклюзивным. На центральных российских телеканалах, действительно, такого еще не было, а вообще-то Малика Яндарбиева за эти три месяца успела дать не одно интервью, в которых говорила совсем не так и не такими словами отзывалась об Анатолии Яблокове и о России вообще.

Даже если оставить в стороне вопрос о том, кем на самом деле был Зелимхан Яндарбиев и что сотворили с цветущей чеченской столицей не только русские, но и граждане свободной Ичкерии, все равно хочется спросить: так кто же вводит цензуру на НТВ? Герасимов, которому кто-то из ФСБ что-то сказал, или Парфенов, которому никто ничего не говорил и который, вроде бы, выдавал задание Елене Самойловой совершенно свободно? Почему же из сюжета, замешанного на слезах и крови не одной чеченской семьи, а, по большому счету, десятков, если не сотен тысяч людей, вышло слащаво-приторное, пряничное действо? Малика Яндарбиева может говорить российской корреспондентке все, что хочет, но российская корреспондентка, если уж не просто интервью в эфир выпускает, а снабжает его своими комментариями - что, не знает, с чем имеет дело?

Вопрос, впрочем, риторический. Таков вообще был стиль программы "Намедни" - остроумно, занимательно, с шутками, с предметами в студии, но неглубоко, беззубо и бессодержательно. Словом, понемногу обо всем - что-то вроде "Спокойной ночи, малыши" для взрослых.

Родился в Череповце в 1960 году. В 1982 году окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета.
После университета печатался в "Огоньке", "Правде", "Советской культуре".
С 1983 года работал корреспондентом в газете "Вологодский комсомолец", затем на Вологодском областном телевидении.
В 1985 году, работая на Вологодском ТВ, провел телеинтервью с опальным в то время музыкальным критиком Артемием Троицким.
С 1986 года - спецкор молодежной редакции ЦТ, корреспондент программы "Мир и молодежь".
В 1987 году вместе с Андреем Разбашем создал трехсерийный документальный фильм "Дети XX съезда" о поколении шестидесятников.
В 1988 году пришел на "Авторское телевидение".
В 1991 году выпустил на "ATV" первую версию "Намедни" - еженедельный выпуск "неполитических новостей".
В 1992 году подготовил серию программ "Портрет на фоне".
В 1993 году перешел на НТВ.
В 1997 году стал членом совета директоров НТВ и генпродюсером канала (в этой должности проработал до 99-го).
В 1997 году выпустил масштабный проект "Намедни: 1961-1991. Наша эра", в котором впервые выступил в роли историографа.
С января 2001 года - ведущий рубрики "Особый взгляд" в программе Евгения Киселева "Итоги" (НТВ).
3 апреля 2001 года на общем собрании акционеров ОАО "Телекомпания "НТВ", созванного по инициативе ОАО "Газпром-Медиа", был избран в состав Совета директоров ОАО "Телекомпания "НТВ". Однако в тот же день отказался участвовать в заседаниях этого управленческого органа.
6 апреля 2001 года в открытом письме руководителю телекомпании Евгению Киселеву заявил о своем уходе с телеканала.
16 апреля 2001 года вошел в состав редакционного совета телекомпании НТВ.
С 2001 года - член Правления ТК НТВ.
1 июня 2004 года уволен с НТВ

Несомненно, Герасимову и Сенкевичу кто-то что-то действительно сказал. И просил сюжетов о Катаре и о процессе над россиянами не ставить. Хотя и вряд ли имел в виду парфеновские сюжеты, не способные сформировать никакого общественного мнения. И, несомненно, руководство телеканала НТВ побежало впереди паровоза, решив перестраховаться и на всякий случай пресечь все. Но ведь еще быстрее тех, кто бежит впереди паровоза, бегает Парфенов, давно отказавшийся от серьезной журналистской работы.

Так за что все-таки уволили Леонида Парфенова?

Еще весной 2001 года, когда со стонами и руганью в первый раз разваливалось НТВ, Парфенов принял решение, удивившее многих его коллег: остался на телеканале, который власть силой отобрала у законного владельца - предпринимателя Владимира Гусинского. Причем оформил свой разрыв с коллегами в виде к тогдашнему руководителю НТВ Евгению Киселеву. Тогда было много разговоров относительно этичности или неэтичности подобного шага (который совершил, кстати, не один Парфенов), но сам Леонид всякий раз объяснял это в таком духе: я хочу делать свою работу, а финансовые дрязги, политические амбиции и сведение чьих-то счетов - не для меня. И впоследствии, когда Парфенова в различных интервью вызывали на откровенный разговор по поводу обстановки на новом НТВ, он старался дистанцироваться от происходящего. Так, когда в 2003 году все тот же Герасимов попытался отправить в бессрочный отпуск руководимую Парфеновым программу "Страна и мир", сам Парфенов, выступая на радио "Свобода", говорил: "Я не знаю, нужно ли говорить о внеэфирных вещах, главное - то, что программа выходит и сегодня будет очередной ее выпуск, в 22 часа. Ну... Ну да, всякое бывает".

Правда, еще в начале 2003 года Парфенов был среди тех одиннадцати топ-менеджеров НТВ, которые выразили недоверие Николаю Сенкевичу, новому назначенцу "Газпрома" на пост руководителя канала. Но... в результате остался работать на НТВ и дождался того, что Сенкевич, которого сам Парфенов в свое время обвинял в непрофессионализме, в конце концов его уволил.

Нельзя не признать: если бы Парфенов действительно занимал какую-то принципиальную позицию, он не проработал бы на НТВ столько лет при тех политических, идеологических и профессиональных метаниях, которыми отмечена история этого телеканала в последние годы. Видимо, по-настоящему его занимало только одно - возможность быть в кадре, занимать ту уникальную нишу, которую он для себя нашел - стильного ведущего, законодателя телевизионных мод (откуда и термин "парфенизм"), журналиста, умеющего при случае уколоть сильных мира сего, но понарошку, совсем чуть-чуть... И на открытый конфликт готов был идти лишь тогда, когда под угрозой оказывалась именно эта ниша.

А о том, что нынешний конфликт с руководством НТВ спровоцировал сам Парфенов, а вовсе не Герасимов с Сенкевичем, и уж тем более не Кремль, говорят факты: впервые за все время своей работы тележурналист вынес сор из избы. Получив в руки письменное свидетельство о подцензурном характере работы телеканала, Парфенов уже на следующий день предоставил его в распоряжение "Коммерсанта" и в подробностях изложил историю о том, как "острый" репортаж о катарской вдове не был допущен до эфира... Собственно, уволили его именно за это.

Вот только непонятно, почему обычный спор честолюбий надо называть ущемлением свободы слова.

ВСЕ ФОТО

"Причиной увольнения Парфенова стало закрытие программы "Намедни", связанное с нарушением трудового договора, допущенным Парфеновым, обязывающим его поддерживать политику руководства телекомпании." -заявил гендиректор НТВ Николай Сенкевич
НТВ

Леонид Парфенов, руководитель и ведущий программы "Намедни" (ссылка не работает, т.к этот раздел уже удален с сайта НТВ) 1 июня был уволен из телекомпании. Кроме сайта программы закрыт также и форум "Намедни" на сайте ntv.ru. Из "Общих" же форумов методически удаляются все сообщения посвященные данной проблеме.

"Причиной увольнения Парфенова стало закрытие программы "Намедни", связанное с нарушением трудового договора, допущенным Парфеновым, обязывающим его поддерживать политику руководства телекомпании. Леонид Парфенов, безусловно, один из наиболее талантливых журналистов на современном телевидении. Однако инцидент не был первым. Поэтому мы были вынуждены принять подобное решение. Все обязательства перед своим бывшим работником, содержащиеся в трудовом контракте, будут выполнены телекомпанией в полном объеме" , - говорится в сообщении НТВ, поступившем в РИА "Новости" во вторник вечером, в котором приводятся слова гендиректора ОАО "Телекомпания НТВ" Николая Сенкевича.

Сегодня в интервью телекомпании "Эхо Москвы" Леонид Парфенов заявил, что он действительно уволен. "Я - уволенный, подписал приказ, что с ним ознакомлен, но не согласен с его мотивацией". Парфенов также сообщил, что он был уволен по сокращению штата. "Там считается, что это сокращение: ликвидируется программа - не нужен ведущий, значит, по сокращению штата".

В среду утром стало известно, что помещение, где располагалась редакция программы "Намедни", было опечатано. "Утром у нас прошла небольшая летучка: Леонид попрощался с нами, ему отдали трудовую книжку, забрали служебную машину, а помещение "Намедни" опечатали", - рассказал "Интерфаксу" один из коллег Парфенова на НТВ, пожелавший остаться неназванным. "Пока мы занимаемся текущей работой", - заметил собеседник агентства. Он также отметил, что формально до конца лета Парфенов будет числиться сотрудником НТВ.

Как сообщил сайт шеф-редактор программы "Намедни" Николай Картозия, руководитель программ "Намедни" и "Страна и мир" Леонид Парфенов попросил своих сотрудников не комментировать ситуацию.

Напомним, что это уже не первый конфликт между Леонидом Парфеновым и руководством телекомпании. Парфенов остался на канале НТВ после того, как в апреле 2001 года телекомпанию покинула команда Евгения Киселева, посчитавшая незаконной смену владельца и менеджмента компании. На обновленном канале Парфенов, помимо "Намедни", руководил ежедневной вечерней программой "Страна и мир". В прошлом году эфир программы "Намедни" уже прекращался на три месяца из-за конфликта между Парфеновым и руководством НТВ, однако позже передача снова появилась в вещательной сетке канала.

Нынешнее увольнение Леонида Парфенова последовало после того, как заместитель генерального директора НТВ по информационному вещанию Александр Герасимов программы "Намедни" интервью с вдовой погибшего в Катаре Зелимхана Яндарбиева, в убийстве которого обвиняют сотрудников спецслужб России (Полный ТЕКСТ запрещенного материала ). Материал в эфир не вышел, но эта, по словам Герасимова , "абсолютно внутриредакционная история... не для широкого распространения" стала известна газете "Коммерсант" , которая обнародовала "внутренние документы" , коим являлось распоряжение о снятии сюжета с эфира. В этой же статье Парфенов заявил газете, что не согласен с мнением руководства телекомпании.

Генеральный директор НТВ Николай Сенкевич заявил, что решение об увольнении автора программы "Намедни" Леонида Парфенова далось ему трудно, но он не мог поступить иначе.

"Данный вопрос требовал, безусловно, всестороннего осмысления, и поэтому постоянно, когда возникали подобные проблемы, ситуации, пытались находить какие-то компромиссы", - сказал Сенкевич в интервью, показанном в новостной программе телеканала НТВ в среду, сообщает "Интерфакс".

"Как говорится, по христианской традиции - ударили по щеке - подставь другую, но мест, которые можно подставить, больше не осталось", - отметил Сенкевич. "Данное решение является чрезвычайно сложным, трудным решением, потому что, безусловно, Леонид Геннадьевич является одним из самых талантливых журналистов российского телевидения, программа "Намедни" являлась для телекомпании НТВ имиджевой, высокорейтинговой", - сказал генеральный директор.

"Решение о закрытии программы и об увольнении Леонида Геннадьевича принято в связи с грубым нарушением им трудовых отношений, закрепленных в трудовом договоре, и нарушением корпоративной этики", - подчеркнул Сенкевич.

Сам же Леонид Парфенов пока не знает, чем займется после увольнения из НТВ. "Сейчас я ничего не знаю о том, чем займусь дальше, и пока буду отдыхать", - сказал Парфенов в среду "Интерфаксу". Отвечая на вопрос, делали ли ему уже предложения по поводу дальнейшей работы, Парфенов ответил утвердительно, но оговорился, что "ничего всерьез ни с кем не обсуждал".

По словам журналиста, перед телекомпанией у него сейчас нет никаких обязательств. "Никаких новых проектов я сейчас не начал, никаких фильмов не снимаю", - заметил Парфенов. На вопрос, что будет с программой "Страна и мир", которую он придумал и создал, Парфенов ответил: "Не знаю, это сейчас не в моей власти".

Парфенов сообщил, что еще не видел приказа о своем увольнении. "Мне просто позвонили и сказали, что я уволен. Вот сейчас поеду в Останкино, зайду в отдел кадров, буду подписывать необходимые бумаги", - сказал журналист. На вопрос, общался ли он после случившегося с кем-то из руководства компании, Парфенов сказал, что общаться с ним больше не собирается. Вместе с тем он отметил, что обязательно соберет журналистов своей программы, чтобы переговорить с ними.

Ранее в интервью, опубликованном в "Известиях", Парфенов объяснил, что не согласился с аргументами тех, кто считает, что снятие с эфира интервью вдовы Зелимхана Яндарбиева было оправданным, поскольку этот материал мог навредить россиянам, суд над которыми идет в Катаре.
"...Не надо нас учить родину любить. Я 25 лет профессионально работаю журналистом, 25 лет я слышу: "Не время, брат, не время..." Надо, наконец, понять: информация самоценна. Она не бывает вредной, полезной, бесполезной. И при всем уважении к нашему труду не думаю, что в Катаре принимают решения, отслеживая выпуски "Намедни" , - заявил Парфенов.

В среду состоялось заседание совета директоров телекомпании НТВ, на котором гендиректор телеканала Николай Сенкевич проинформировал его членов о решении уволить автора программы "Намедни" Леонида Парфенова.

"Сенкевич сообщил, что причиной увольнения Парфенова стало нарушение им трудового контракта, а также норм корпоративной этики", - сообщила "Интерфаксу" руководитель пресс-службы НТВ Ирина Ган.

"Председатель совета директоров НТВ, гендиректор "Газпром-Медиа" Александр Дыбаль заявил, что гендиректор компании вправе самостоятельно решать текущие вопросы управления каналом", - отметила Ган.

"Сенкевич проинформировал нас о своем решении, и эта информация нами принята к сведению", - процитировала руководитель пресс-службы слова Дыбаля.

Кроме него, в совет директоров НТВ входят первый заместитель "Газпром-Медиа" Дмитрий Бирюков, Сенкевич, президент АКБ "Еврофинанс" Владимир Столяренко, а также первый вице-президент АКБ "Еврофинанс" Александр Бондаренко.

У журналиста Леонида Парфенова есть законные основания оспорить решение о своем увольнении в суде. Такое мнение высказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы" директор Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексей Самохватов. "Само по себе такой неожиданное увольнение действующим законодательством не предусмотрено, - заметил Самохвалов. - Если речь идет о сокращении штатов и численности работников организации, то работники должны были быть об этом предупреждены".

"Если в дальнейшем возникнет какой-то трудовой или даже судебный спор, то у Парфенова и других сотрудников программы есть формальные основания для выигрыша этого иска в суде", - считает Самохвалов.

Сам Парфенов сообщил в эфире "Эхо Москвы", что уволен по сокращению штатов в связи с закрытием программы "Намедни", автором и ведущим которой он являлся.

Елена Савина , шеф-редактор программы "Сегодня с Михаилом Осокиным", так прокомментировала ситуацию корреспонденту сайт : "Конечно, это квинтэссенция кремлевской глупости и пошлости. За последние четыре года власть всегда из двух возможных решений выбирает самое неудачное. Парфенов никогда не внушал Кремлю доверия. Он оставался вещью в себе, занимался профессией, а не кремлевскими играми. Мы, новостники, понимаем, что это серьезная атака является предупреждением и нам, и Татьяне Митковой. Я рассматриваю случившееся как начало перепрограммирования компании, подготовки НТВ к превращению в третьесортный канал".

Павел Лобков , журналист телекомпании НТВ, который был одним из тех, кто постоянно работал для программы "Намедни", считает, что коллеги Парфенова вряд ли будут устраивать какие-то коллективные акции протеста в связи с происшедшим. "Думаю, каждый будет решать свою судьбу индивидуально, и я уверен, что после закрытия "Намедни" каждый из нас либо внутри компании, либо вне ее себе работу найдет. Сам Леонид всегда был противником каких-то массовых акций и считал, что подобные вопросы не решаются на площади", - сказал Лобков. По его словам, узнав об увольнении Парфенова, "журналисты до последнего не могли в это поверить". "Странные причины, странное время, выбранное для принятия такого решения, и чем бы не руководствовались люди, принявшие его, - это дурной знак, потому что Парфенов - это один из критериев состояния у нас свободы слова", - считает Лобков.

Андрей Норкин , главный редактор телекомпании "Эхо ТВ", не исключает закрытия вслед за "Намедни" других программ НТВ. "Я вполне допускаю, что после истории с Парфеновым произойдут еще какие-то подобные истории, например, со "Свободой слова", - отметил он. - Это последняя программа на НТВ, которая позволяет себе быть непохожей на все остальное, что есть на российском телевидении". "Мне не понравился и воскресный эпизод с запретом на сюжет программы "Намедни", и то, что произошло после этого, и то, как это происходило", - подчеркнул Норкин в эфире радиостанции "Эхо Москвы". "Программа "Намедни" - огромная потеря для и канала НТВ, и для зрителей, - считает он. - Я надеюсь, что Парфенов появился на каком-то другом канале, хотя я прекрасно понимаю, у него выбор сейчас будет небогатый".

Алексей Симонов , президент Фонда защиты гласности, считает, что от Леонида Парфенова избавились как от слишком яркого журналиста "на фоне всеобщего молчаливого согласия на все". "Был один человек, который стилистически отличался от всех остальных, который работал в своем индивидуальном жанре, - сказал глава Фонда защиты гласности в эфире "Эхо Москвы". - Видимо, пришло время избавиться и от него. Он выглядел несколько экзотически, и его сковырнули". Рассматривать закрытие программы "Намедни" и увольнение Парфенова как цензуру "уже поздно", заметил Симонов, "цензура на центральных каналах введена раньше: она настолько активно там действует, что уже не нуждается даже в цензурном комитете", цензурированием занимаются "сами руководители журналистов - руководители информационных программ, каналов". Симонов не усматривает в действиях Парфенова нарушения трудовой дисциплины. По мнению правозащитника, журналист "просто сообщил о том, что он исполнил свою трудовую обязанность. От него потребовали, чтобы в московском выпуске сюжета не было, и его не было".

Игорь Яковенко , генеральный секретарь Союза журналистов России, считает, что увольнение Леонида Парфенова и закрытие программы "Намедни" - такое же знаковое событие, как разгон НТВ и закрытие ТВС. По его словам, "это первый случай в истории новой России, когда лучший представитель тележурналистики уволен по соображениям цензуры". Кроме того, это означает также, что телевидение перестает быть бизнесом, отметил Яковенко: "Вне всякого сомнения, Парфенов - это рейтинг, рекламные деньги". "Это событие будет иметь огромное значение, - убежден генсек Союза журналистов РФ. - Период, когда у нас практически все федеральные телеканалы стали государственными, начался не сегодня, но период, когда телекомпании перестают быть бизнесом и становятся исключительно инструментом для промывания мозгов, наступает сегодня". Значение "такого, казалось бы, единичного факта", как увольнение Парфенова из телекомпании НТВ, заключается в том, что "телевидение вообще прекращает свое функционирование как инструмент информирования общества и даже как бизнес, становится просто инструментом для массовой пропаганды", подчеркнул Яковенко в интервью "Эхо Москвы".

Александр Хинштейн , журналист, представитель фракции "Единая Россия", считает, что "свободу слова нельзя подчинить уставу караульной службы. Можно любить или не любить Парфенова, но нельзя отрицать, что его передача была одной из самых профессиональных программ на телевидении, и ее закрытие нанесет кремлевской репутации ощутимый ущерб", - сказал Хинштейн "Интерфаксу".

Ирина Хакамада , председатель оргкомитета партии "Свободная Россия", считает тревожным знаковым событием факт закрытия телепрограммы "Намедни" и увольнение Парфенова. "О демократии судят не по благостным речам представителей власти, а по реальным поступкам. То, что единственная программа, которая хоть иногда пыталась высказывать самостоятельное мнение, закрыта и Парфенов уволен, - это поступки, говорящие всем остальным, что надо сидеть, молчать и соглашаться с теми правилами, которые им навязывают", - сказала Хакамада. Она подчеркнула, что данный факт свидетельствует о том, что средства массовой информации сейчас "несвободны и манипулируемы, а информация превращена в пропаганду".

Алексей Митрофанов , депутат Госдумы, один из лидеров ЛДПР, назвал увольнение Парфенова "весьма печальным событием". "Удивительно, зачем это было делать, ведь это усиливает позиции тех, кто считает, что в России свертывается свобода слова", - сказал он. По мнению парламентария, сегодня в телеэфире "фактически остались Савик Шустер и Андрей Караулов, которые являются еще островами свободного и критического восприятия действительности". "А все остальное - Советский Союз; здравствуйте, товарищ Брежнев", - добавил он.

Иван Мельников , член фракции КПРФ, заместитель председателя ЦК КПРФ, считает, что данный факт является "продолжением политики власти, направленной на борьбу со всеми независимыми СМИ". Мельников сказал "Интерфаксу", что он совершенно убежден в том, что телесюжет, который сняли с эфира, был лишь формальным поводом для закрытия программы. "В решении руководства НТВ явно чувствуется давление Кремля, продолжающего курс на установление информационной диктатуры не только в государственных СМИ, но и в более или менее независимых. Независимых пусть не по "организационно-правовым" признакам, а по суждениям и внутреннему профессионализму журналистов", - сказал Мельников, отметив, что сейчас невольно напрашивается вопрос "кто следующий?". Депутат сказал, что ему "страшно даже представить, что теперь по всем телеканалам будут идти не новости, а телесюжеты в жанре "из жизни власти, или как власть видит мир".

Любовь Слиска , первый вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия", считает, что руководство телекомпании НТВ вынуждено было пойти на увольнение Парфенова, поскольку он нарушил трудовое соглашение. "Никто не отрицает - программа "Намедни" была острая и интересная, и НТВ у нас считается очень свободным телеканалом, но руководство своей компании надо уважать - начальник есть начальник", - сказала Слиска "Интерфаксу". "Я думаю, что в сложившейся ситуации руководство вынуждено было принять такое решение", - добавила она. В то же время Слиска полагает, что надолго тележурналист не исчезнет из эфира. "Парфенов, безусловно, талантливый журналист, и я думаю, он не надолго исчез", - сказала вице-спикер.

Геннадий Райков , другой представитель фракции "Единая Россия", считает, что Парфенов нарушил "договорное соглашение" и в связи с этим наказан правильно. "Я убежден, что именно это нарушение контрактных условий стало основной причиной увольнения Парфенова, и никакого давления извне на руководство НТВ никто не оказывал. Но лично мне программа "Намедни" нравилась", - сказал Райков.

Сергей Бабурин , вице-спикер Госдумы от фракции "Родина", назвал увольнение Парфенова "политической акцией, которая свидетельствует о закручивании гаек". В интервью "Интерфаксу" Бабурин заметил, что уход Парфенова с НТВ означает, что "обозреватели, которые имеют особое мнение, убираются подальше от телезрителей и радиослушателей". "Мне очень не нравится, что делают государственные структуры с телевидением и радио - это для общества опасно", - добавил он.

Алексей Венедиктов , главный редактор радиостанции "Эхо Москвы", в интервью газете "Новые Известия" , которое он дал еще до того, как стало известно об увольнении Парфенова, заявил, что "когда руководитель снимает из эфира сюжет по мотивам, которые не указаны в Законе о СМИ, на мой взгляд, это является актом цензуры. Хотя, с другой стороны, если журналист согласился с этим актом, раз он подписался под этой программой, то нечего кивать на других и говорить, что тебе мешали. Это ты ее выпустил. Так что после того как программа вышла, Парфенову вряд ли стоило поднимать скандал и перекладывать ответственность на своего руководителя".

В то же время Венедиктов подчеркивает, что, с его точки зрения, требование снять сюжет "Выйти замуж за Зелимхана" является цензурой.

"В своей работе мы руководствуемся законами и той антитеррористической конвенцией, которую мы подписали. В том числе, если мне не изменяет память, и руководители НТВ. В конвенции записано, что СМИ добровольно берут на себя ограничения только в том случае, если во время проведения спецоперации опубликование информации может угрожать жизни заложников или людей, их спасающих. Мне представляется, что суд в Катаре не попадает под эту категорию", - говорит Венедиктов.

"В самом материале, на мой взгляд, нет ничего такого, что могло оправдать снятие. Я прочитал расшифровку этого интервью. Поэтому, повторюсь, решение руководства НТВ, в данном случае Александра Герасимова, с моей точки зрения является актом цензуры", - подчеркивает он.

По мнению Венедиктова, у Парфенова в данной ситуации было несколько вариантов. "Во-первых, снять всю программу. Телепрограмма является цельным продуктом. Если из салата вырывают один компонент, говоря: вы туда майонез не кладите, то это уже другое блюдо получается. В данном случае получилось другое произведение, и журналист был вправе снять его, ведь он под ним ставит свое имя. В законе о СМИ написано, что никто не может заставить журналиста ставить свое имя под материалом, который искажен", - говорит главный редактор радиостанции "Эхо Москвы".

"Во-вторых, он мог согласиться с доводами руководства, выставить программу в эфир и промолчать. И это тоже его право, право подписаться под измененным продуктом. В-третьих, он мог выставить программу в прежнем виде без купюр. То есть не выполнять незаконный приказ, если он считает такой приказ незаконным, и ждать санкций со стороны руководства. И наконец, он мог просто написать заявление об уходе и уйти с телеканала", - считает Венедиктов.

"В данном случае выбран совершенно невозможный, как мне кажется, пятый вариант, - говорит главный редактор "Эха Москвы". - Журналист выполнил с его точки зрения незаконный приказ и тут же этот приказ прокомментировал в другом средстве массовой информации. Я считаю, что выносить внутренние взаимоотношения руководителя и подчиненного на всеобщее обозрение и при этом оставаться в этой компании абсолютно неправильно".

А сегодня Алексей Венедиктов не исключил, что после увольнения автора программы "Намедни" Леонида Парфенова часть журналистов НТВ может уйти из компании. "Опасения, что журналисты начнут уходить из НТВ, у меня есть", - сказал Венедиктов в среду "Интерфаксу". "Либо они расценят это как борьбу за свободу слова, либо как нарушение корпоративной этики", - пояснил свою позицию Венедиктов.

Колоритная фигура талантливого журналиста всегда привлекала внимание зрителей. Без него история российской журналистики сложилась бы иначе. Последнее время мало известно, чем сейчас занимается и где живет Леонид Парфенов. Но, появляясь на экранах нечасто, он не становится менее популярным.

Известный российский тележурналист и ведущий родился в городе Череповце, расположенном в Вологодской области. Сын главного инженера металлургического завода, он был выходцем из обычной семьи. Детство мальчика прошло в живописной деревушке Уломе. Когда ребенок подрос, его отдали в обычную школу в Череповце. В то время он живет с родителями и младшим братом в стандартной хрущевке. Любимыми школьными предметами мальчика были литература и история.

Интерес к журналистике в отроческие годы выразился в сотрудничестве с «Пионерской правдой». За писательский труд паренек получил диплом юного корреспондента газеты.

Факты. Парфенова называют родоначальником журналистского стиля подачи новостей под названием «парфенизм».

Начало творческого пути

Хорошая успеваемость помогла будущему журналисту поступить в Ленинградский университет имени Жданова. Будучи студентом журфака, Леонид жил в студенческом общежитии. Парфенов подрабатывал в печатных изданиях Ленинграда задолго до окончания вуза.

В 1982 году он получает диплом и уезжает на родину, в Череповец. Некоторое время успешно печатается в местных изданиях. Вскоре талантливого журналиста заметили на местном телевидении. Его интервью с опальным музыкантом Артемием Троицким показали на областном ТВ.

Информационно-аналитический проект «Намедни»

В 1986 году Леонид Парфенов переезжает в Москву. Долгое время он живет на съемных квартирах, активно печатается, пытаясь пробиться на телевидение. Вскоре старания увенчались успехом. Молодой журналист начинает мелькать на центральном канале. Настоящим прорывом стала авторская программа «Намедни». Проект был отмечен российскими зрителями. Ведущего аналитической еженедельной программы запомнили.

Журналистская смелость принесла ему славу и популярность. Программа выпускалась в эфир несколько лет подряд. Передачу закрыли, когда в эфир был выпущен запрещенный руководством сюжет. Автор и ведущий передачи был уволен с телеканала НТВ за нарушение корпоративной этики.

Не дождавшись приглашения других телеканалов, Леонид Парфенов принимает предложение занять пост главного редактора журнала «Русский Newsweek». Неудачи в карьере не сломили его. Он собирает материалы для написания будущей книги с громким названием «Намедни».

Факты. Леонид Парфенов удостоен российской национальной премии ТЭФИ за информационно-аналитическую программу «Намедни».

Личная жизнь

Как бы ни складывалась профессиональная жизнь Леонида Парфенова, на семейном фронте у него всегда все отлично. Известный тележурналист вот уже тридцать лет счастливо женат. Брак с москвичкой Еленой Чкаловой был заключен в 1987 году. Когда они познакомились, карьера молодого журналиста только начала складываться. В то время он работал в молодежной редакции Эдуарда Сагалаева. Елена, недавно окончившая филфак МГУ, работала в газете «Советская культура».

После свадьбы новобрачные жили в двухкомнатной московской квартире, которую Елене уступил ее дед. Через год молодые журналисты стали родителями. В московском роддоме на свет появился сын Иван. Через четыре года Елена родила дочь Марию. Когда девочке поставили диагноз «дислексия», Елене пришлось оставить работу и стать домохозяйкой. Со временем, когда недуг был побежден, Елена вернулась к любимой работе.

В интервью журналистам «Экспресс-газеты» Елена подчеркнула, что у каждого в семье должна быть своя жизнь, работа, карьера, внутренний мир и близкие друзья. Нельзя растворяться в любимом человеке, так можно разрушить семью. Супруги придерживаются данного принципа, считая его рецептом семейного счастья четы Парфеновых.

Загородная дача в поселке

Собственная недвижимость появилась у пары только в 2012 году, когда супруги смогли позволить себе загородный дом. Участок расположен в старом дачном поселке Подмосковья. Трехэтажный особняк, построенный в швейцарском стиле «фахверк», со всех сторон окружен вековыми соснами.

Сам тележурналист признается, что местная природа напоминает ему родную деревеньку Улому Вологодской области, где прошло его детство. Загородный дом обставлен со вкусом. Гостиную украшает отреставрированная мебель ХIX–XX вв. Телеведущий живет в особняке вдвоем со своей супругой Еленой.

Достижения в профессии

Леонида Парфенова по праву считают мэтром российской журналистики.

В эпоху перемен начинающий корреспондент стоял у истоков становления российского ТВ. Он искреннее считает журналистику своим ремеслом.

Так случилось, что авторские программы Леонида запомнились зрителю. Человек с ядерным темпераментом, он не привык отступать. Трудолюбие, кипучая энергия и незаурядный талант помогли ему разработать воплотить в жизнь яркие проекты. Достаточно перечислить наиболее значимые достижения:

  • «Дети ХХ съезда» – документальный фильм;
  • цикл документальных передач «Намедни 1961–2003: наша эра»;
  • цикл программ «Портрет на фоне»;
  • мюзикл «Старые песни о главном» (авторство);
  • телевизионный проект «Российская империя».

Парфенов – автор серии документального кино о жизни и творчестве великих поэтов, художников и писателей советского и российского искусства. Он снимал актуальные сюжеты, посвященные спорту, искусству, политике и многому другому. Он всегда старался осветить острые проблемы общественной жизни.

Леонид Парфенов сегодня

После скандального увольнения телеведущий больше не работает на телевидении. Прошло более восьми лет, как он ушел с НТВ. Для российского обывателя он исчез с телеэкранов. Человек профессии, верный своему слову, Парфенов и дня не смог прожить без журналистики. Он продолжает много работать. В период с 2004 по 2017 год он подготовил множество сюжетов на актуальную и злободневную тему. Стоит только вспомнить документальные фильмы «О, мир, ты – спорт», «Птица-Гоголь» и трехсерийную киноленту 2016–2017 года «Русские евреи».

Кропотливая работа была выполнена журналистом на литературном фронте. За годы вынужденной ссылки он написал книгу «Намедни: наша эра». Леонид планирует выпустить четырехтомник. Первые три тома посвящены России шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годов. В настоящее время телеведущий заканчивает писать четвертый том, посвященный России девяностых годов.

Последний раз Парфенов засветился на федеральном телевидении более десяти лет назад. С тех пор был доступен российской общественности только как документалист.

Российский зритель между тем скучал. Российский зритель привык к фирменному «парфеновскому» стилю, выраженному в своеобразной манере подачи слова.

После 14-летнего перерыва Парфенов снова появился на экранах, но теперь уже на канале YouTube в шоу «Парфенон 18+». Первый же выпуск собрал за месяц более миллиона просмотров. Сюжеты сняты в Подмосковье, где расположена дача ведущего. В программе освещаются актуальные проблемы и события в России и за рубежом. Очередной проект знаменитого телевизионщика удивляет высокими рейтингами.

Вот первый выпуск его проекта:

Сейчас, как бывало ранее, Парфенов не стремится оказаться в эпицентре событий, он живет сегодняшним днем. В арсенале телеведущего несколько нереализованных проектов. Работы у Парфенова накопилось много, остается только пожелать творческого вдохновения и удачи.

Леонид Парфенов – один из самых ярких и неординарных телевизионных российских деятелей, журналист, писатель, общественник, родился 26.01.1960 года в Череповце.

Детство

Леня был первым ребенком в обычной советской семье. Отец работал на заводе инженером, мать – школьной учительницей. Через несколько лет у Лени появился младший брат, который сразу развил в нем чувство ответственности. Особую гордость мальчик почувствовал, когда пошел в школу. Тем более, что учиться ему нравилось.

Тем не менее, Леня редко радовал родителей отличными оценками. У него сразу же обнаружился явно гуманитарный склад ума. Он блистал сочинениями по литературе, зачитывался не по возрасту серьезными произведениями, но при этом серьезно «хромал» по математике и другим точным наукам.

В детстве

В Череповце ему было скучно. Музыкальными и драматическими талантами он не обладал, перспектива гонять с толпой мальчишек обшарпанный мяч по соседним дворам его тоже мало радовала. От нечего делать в подростковом возрасте он стал писать статьи в местные издания.

И если поначалу к этому отнеслись с иронией, то очень скоро его публикации стали постоянно появляться в череповецких газетах.

Одна из них принесла ему первую в жизни серьезную награду – путевку в лучший пионерский лагерь страны – знаменитый «Артек». Только там он нашел себе друзей с такой же эрудицией и пылким энтузиазмом и всего месяц не чувствовал себя белой вороной.

Но даже отдыхая на море, Леонид продолжал писать о своих впечатлениях. Еще до момента возвращения домой решение было принято – он станет журналистом.

Родители отнеслись к его идее с подозрением и плохо скрытым недовольством. Профессия журналиста ассоциировалась у них с чем-то нестабильным, а они хотели, чтобы у сына было спокойное надежное будущее. Но тут мальчик оказался непреклонен – ни в какой другой вуз он поступать не соглашался.

И после получения аттестата, купив на родительские деньги билет до Ленинграда, Леонид отправился навстречу своей мечте.

Карьера

К удивлению всех знакомых, но только не к своему собственному, в Ленинградский университет он поступил без особых проблем, обогнав на вступительных экзаменах даже круглых отличников. К тому же у него собралось к этому времени вполне приличное портфолио из юношеских публикаций, которое сыграло далеко не последнюю роль в решении о его зачислении.

Леонид очень быстро влился в Питерскую жизнь и нашел себе новых друзей. Здесь был совершенно другой уровень культуры и общения, который он впитывал как губка. Буквально за несколько месяцев провинциальный паренек превратился в настоящего питерского интеллигента.

На факультете он познакомился и очень сдружился со студентами из болгарской группы. И, получив от них приглашение отдохнуть у моря летом, с удовольствием им воспользовался. Первый выезд за границу был для него настоящим шоком. И не только в культурном смысле.

Он получил доступ к зарубежным изданиям, которые в Советском Союзе были недоступны и с жадностью их читал, понимая, какой пласт информации скрывали от народа.

Как один из лучших студентов, Леонид на старших курсах был отправлен в дружественную Германию. Но после получения диплома распределение отправило его в родной Череповец. Впрочем, сам он не слишком расстроился по этому поводу, прекрасно понимая, что надо наработать взрослый, зрелый опыт, прежде чем покорять новые вершины.

Так и произошло. Работая на местном телевидении, Парфенов начал активно сотрудничать с московскими изданиями. Поэтому, отработав положенное время, он сразу же отправился в столицу, понимая, что без работы там не останется. Так и случилось, тем более, что Парфенов успел уже освоить и навыки телеведущего, поэтому совершенно свободно держал себя перед камерой.

В 1986 году он попадает в штат редакции молодежных программ центрального телеканала. Там очень пригодились месяцы его зарубежной стажировки, поскольку перестройка как раз набирала обороты, и телевидению требовался новый, современный формат. Парфенову и его коллегам удалось создать интересную программу «Мир и молодежь», которая пользовалась большим успехом у зрителей.

В 1988 Леонид знакомится с другими молодыми журналистами, которые создают альтернативную телекомпанию «АТВ», цель которой – освещать объективно перемены, происходящие в стране. Все это было близко бунтарскому духу Парфенова. Он полностью отдается работе и всего лишь через год уже запускает в эфир авторскую программу «Намедни», сделавшую его знаменитым.

Впрочем, за смелость высказываний уже через несколько месяцев журналиста отстранили от работы, а саму программу закрыли. Но новые каналы росли как грибы, и вскоре Леонид уже сотрудничал с таким же бунтарем – Владиславом Листьевым на телеканале «ВИД». После гибели журналиста Парфенов перешел на «НТВ», где воскресил проект «Намедни» и даже получил за него первую ТЭФИ.

В 1995 журналист начинает активное сотрудничество с Первым телеканалом и лично . Их первыми совместными проектами стали всенародно любимые «Старые песни о главном» и политическое ток-шоу «Герой дня», позволявшее зрителям задавать вопросы видным политическим фигурам в прямом эфире.

В 1997 году Эрнст рекомендует Парфенова в состав совета директоров телеканала, и тот занимает этот пост на протяжении двух лет. За это время он успел преобразовать любимое детище «Намедни» в цикл документальных исторических фильмов «Российская империя».

Это занятие насколько увлекло журналиста, что в 2004 году он практически полностью оставил деятельность в качестве телеведущего и переключился на создание фильмов.

В настоящее время официально он не является сотрудником какого-то из каналов и находится в свободном творчестве. Он активно продолжает снимать фильмы, пишет книги и занимается общественной деятельностью, являясь советником Президента по правам человека. В начале 2017 состоялась презентация его нового документального проекта «Русские евреи».

Личная жизнь

Известный журналист женат и, по его словам, абсолютно счастлив в браке. Его будущая супруга сама разыскала Леонида, так как ей очень нравились его статьи, и хотелось пообщаться с ним вживую. При первой же встрече они поняли, что очень близки по взглядам и идеалам. Отношения начали развиваться и плавно закончились свадьбой, состоявшейся в 1987 году.

С женой Еленой

Его супруга Елена тоже журналист, она является соавтором нескольких проектов Парфенова, но есть у нее и свои интересные направления. Одно время Елена активно занималась преподавательской деятельностью, а потом увлеклась кулинарией и сделала авторскую программу «Счастье есть» на первом канале.

Первый и неизбежный вопрос.

- Что вас побудило принять израильское гражданство?

Ничто не побудило. Меня уже дважды поселяли в США. Где я только не живу, если верить разговорам...

Вместе с Сергеем Нурмамедом Леонид Парфенов работал над фильмами «Зворыкин-Муромец», «Птица-Гоголь», «Хребет России», «Глаз Божий», «Цвет нации». Интерес к их новому проекту невольно подогрели Владимир Познер и Иван Ургант, чей многосерийный фильм «Еврейское счастье» вызвал бурную и в основном негативную реакцию у наших бывших соотечественников в Израиле. Как скажет Сергей Нурмамед, авторы «Русских евреев» стремились сделать зрелищное кино и при этом сохранить признаки документальности.

Первая часть трилогии рассказывает о еврейском бытовом укладе, «деле Бейлиса», первой волне эмиграции, соратниках Ленина. Повествование начинается в современном Киеве, но с его прошлого, где уже в XI веке имелся еврейский квартал. «Не евреи пришли в Россию, а Россия пришла к евреям» - прозвучит с экрана про результаты раздела Польши.

Чего мы только не узнаем от Леонида Парфенова: об Амалии Натансон из Западной Украины, ставшей матерью Зигмунда Фрейда, о русском художнике Левитане, биография которого начиналась со слов «родился в бедной еврейской семье», о Ленине, скрывавшемся в Разливе с Зиновьевым, хотя 50 лет нам твердили о его одиночестве.

В нашей истории было три народа, которые ярко и массово в определенные периоды приходили в русскую культуру: евреи, немцы, грузины, - рассказывает Леонид. - Первый фильм нынешней трилогии про евреев заканчивается 1917 годом, это период царского антисемитизма, второй - период с 1918 по 1948 годы, период советской юдофилии. Третий - с 1948-го по 1990-й - от начала официальной юдофобии до массового исхода.

Нас занимает цивилизация, евреи, писавшие по-русски и оставившие нам более серьезную литературу, чем та, что написана на идиш. Мандельштам, Бродский и Пастернак - классики русской поэзии XX века, и евреи они в нашей памяти только по происхождению родителей.

Мне Галина Борисовна Волчек рассказывала, что в Министерстве культуры все главные режиссеры считались евреями, кроме Ефремова. Потому что так и норовили протащить идеологическую заразу. Вечно у них подтекст в спектаклях. Юрий Петрович Любимов был для Фурцевой явным евреем. Вот до какой степени смешались к концу СССР диссидентство и еврейство.

Одна из самых колоритных сцен в «Русских евреях» - приход отца Леонида Утесова, тогда еще Лазаря Вайсбейна, в мясную лавку. Он упрашивает соседа-мясника отдать его сына учиться вместе со своим. Нужно привести «своего русского», чтобы не нарушать в училище Файга в Одессе процентную квоту для евреев. Отец Утесова готов заплатить за обучение Никиты, за завтраки и форму в придачу. Еще знаменитый еврей новейшей истории - Мишка Япончик. Леонид Парфенов вспоминает о нем, сидя в любимом кафе знаменитого бандита. Особый эпизод - «Дело Бейлиса», обвиненного в Киеве в 1910-х годах в ритуальном убийстве православного подростка.

- Люди в первую очередь интересуются - российский или израильский у вас проект?

Международный, и прежде всего - русский. Он снят по-русски нашими профессионалами. И аудитория в России наверняка будет воспринимать его лучше всего.

Для показа в мире делаются субтитры на иврите, английском и немецком языках. В Израиле, если это не аудитория, приехавшая из бывшего СССР, наверняка будут некоторые затруднения. «Цвет нации» я показывал на фестивалях и в Красноярске, и в Лондоне. Реакция была, конечно, очень разная, и очень про разное спрашивали после показа. Как, к примеру, перевести для зарубежной аудитории РСДРП, которая не раз упоминается в нынешнем фильме? Оставлять аббревиатуру нельзя, а писать каждый раз целиком - слишком длинно для субтитра. У нас-то можно один раз сказать - партия или будущая КПСС, а в переводе этого недостаточно. А тем более не объяснишь на ходу - что это такое: единственная правящая 70 с лишним лет партия. Когда действие фильма происходит в России и авторы - русские, иностранцам смотреть трудно из-за незнания контекста.

- Вы ставите перед собой просветительские задачи или вам важно высказаться на интересующую тему и все?

Мне важна сверхзадача: про что? Вот «Цвет нации» про то, что была позапрошлая страна, которую можно увидеть в сегодняшнем стандарте изображения на фотографиях Прокудина-Горского, сопоставить его с нынешним. А здесь - случаи с евреями, грузинами и немцами - про то, как многообразна русская цивилизация, как приходили самые разные люди и становились ее частью. И тем самым обогащали. Наш фильм - о русских евреях, о тех, кто в какое-то время превратился в городах во вторую титульную нацию. Это не история о евреях вообще.

- А вы думаете о том, что за люди сидят у телевизора, насколько они образованны и способны чувствовать?

Делаю так, как говорили в советские времена, - для пионеров и пенсионеров, чтобы любой зритель мог видеть что-то свое. Я исхожу из того, что человек может ничего не знать про «дело Бейлиса», впервые увидеть картины Левитана, но все равно что-то понять, если он в принципе чем-то интересуется. То, о чем вы говорите, - вопрос профессиональной интуиции, а не раз и навсегда зафиксированного закона.

- Вы по природе аналитик, исследующий массив материала, или же идете от эмоционального ощущения?

Людям интересна жизнь, богатая своими проявлениями. И мне важно показать, что вот местечко Броды, вот в нем речка, вот брод, и отсюда все Бродские вышли.

- Вы так эмоционально говорили о своем фильме! Но почему решили снимать про евреев?

У меня до сих пор снято где-то 150 документальных серий про русскую историю и культуру разных времен. И сейчас сделал фильм о многообразии ее проявлений, которое считаю драгоценным свойством. Мне интересно понять, что есть в нашей цивилизации, где немцы, евреи и грузины становились русскими.

- А что хорошего в смешении культур? Разве не лучше сохранять самобытность?

Мне не кажется, что это смешение. Владимира Даля, имевшего немецко-датское происхождение, впечатлило слово «заволакивает». С этого начался его знаменитый Толковый словарь, в котором нет ничего датского или немецкого. Иосиф Бродский пришел в литературу как наследник акмеистов. У него в эмиграции потребность была написать строки на смерть Жукова так, как Державин когда-то написал на смерть Суворова. Что еврейского в этой задаче? Разве задаются французы вопросом, что Ив Монтан - итальянский еврей? Главный французский шансонье. Где же смешение?

Вы откуда все это знаете? Про Монтана и Леонида Утесова, про многих людей, которые появляются в вашем фильме?

Сцена в мясной лавке - из воспоминаний Утесова. Она - для того, чтобы стало понятно, что такое процентная норма. Надо с собой привести русского, тогда соотношение не будет нарушено. Я готов делать фильм про русских немцев, потому и знаю. У нас есть целый великий роман «Обломов», посвященный русскому и немцу, как иню и яню. Как прожить Обломову без Штольца, а Штольцу без Обломова? Как можно быть русским, не прочитав этого? Да у нас дольше всех правили страной немка и грузин.


- И они станут предметом вашего рассмотрения?

В том числе и они. Но только они русские. Пушкин даже утверждал, что русский Петр нас сделал немцами, а немка Екатерина - русскими. Она была, в понятиях того времени, матушка земли русской. А чего стоит фраза Василия Сталина, сказанная сестре Светлане: «А ты знаешь, что отец раньше был грузин?».

- Вам теперь ответ держать за всех евреев. Готовы?

Я занят публичной профессией. И значит, кому-то понравится то, что ты делаешь, а кому-то нет. Будешь тихо сидеть дома у теплой батареи, то точно никого не обрадуешь и не разозлишь. Кто-то сочтет «фобией» уже то, что помню: Левитан - он Исаак Ильич. Кого-то возмутит «филия», когда я говорю, что для меня он - более русский пейзажист, чем Иван Иванович Шишкин. Я смотрю на левитановскую щемящую печаль, и это родное. А у Ивана Ивановича наша природа чересчур бодренькая.

Почему и сегодня евреи скрывают свое происхождение? Хотя из-за этого не откажут при поступлении на работу или в вуз.

В 2000-х годах я с этим уже не сталкивался. Когда-то это действительно имело значение для карьеры. Речь ведь идет о России? Уже давно графы «национальность» нигде нет же. А у нас не живут люди, говорящие на идише и иврите, и религиозных среди русскоговорящих очень мало. Какие же они евреи? Это тип русского городского населения. Разве они по субботам не работают? Не едят свинину? Евреями могли быть их дедушки и бабушки, жившие в каком-нибудь местечке, в Витебске, Житомире, Виннице. Если бы не «Список Шиндлера», вы бы вспоминали о национальности Спилберга? Сколько кинодеятелей Америки - выходцы из Российской империи. Как говорила Людмила Гурченко: «О! Наши люди с Одессы. Голден и Майер. Спасибо вам, товарищи, за трофейное кино». Мне представляется, что это богатство русской цивилизации, если Матвей Исаакович Блантер написал главную русскую народную песню XX века - «Катюшу». Он не стал еврейским композитором. То есть, выходит, у евреев убыло, оказалось на потенциального композитора меньше, а у русских прибыло, появился автор, сочинивший «На солнечной поляночке», «С берез неслышен, невесом», «Летят перелетные птицы», «Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех».

- А у русского человека есть основания стесняться того, что он - русский?

Я не оказывался в подобной ситуации. Мне понятны чувства диссидентов, которым было стыдно за деятельность государства, когда ввели танки в Чехословакию. А так чего стесняться? Русских родителей? Того, что русский - твой родной язык? Это точно не ко мне. Мне себя больше некем ощущать просто.


Кадры из фильма «Русские евреи».

Более того, у меня четкое разделение - русский северный человек и русский южный. Я - северный. С трудом воспринимаю южный говор с его «гхэканьем»: «Ой, Хала! Та это он! Та у нас в хораде, на раёне! Та давайте сфотаемся». У меня на родине так себя не ведут и не говорят. Я из Вологодской области, и «если вы хотите, чтобы я так говрил, то я знаю, как говрить». (Тут Леонид переходит на северный говор, получается у него лихо.)

- Вы так говорили?

- (Продолжает говорить по-вологодски.) Сам я буквально так не говрил, но могу так говрить. И когда дома оказываюсь, то поневоле начинаю подпускать это. Особенно в разговоре - дак запросто. Мы как-то там сымали с ребятами, и я с местными обсуждал, что земельные участки не поделены по кадастру... Меня потом спрашивали, что это за слова вологодские? Ничего понять нельзя.

- Вы себе хозяин, на службу не ходите? Как средства находите на фильмы? Насколько имя работает на вас?

Жалею, что поздно перешел на вольные хлеба, медлил. У меня в 2007-м на два года вперед были расписаны авторские проекты, и я понял, что не успею их сделать, если попутно за зарплату буду где-то работать. С тех пор не служу.

Почти девять лет нигде не работаю и никогда не работал так много. За эти годы выпущено семь томов «Намедни», с текстами, заново написанными, в каждом - по 500–600 иллюстраций, которые мною отобраны. И шесть фильмов сделано, в основном двухсерийных.

- Вы все время в кадре. Ощущаете себя автором или еще и актером?

Остаюсь собой, ничего не изображаю. Конечно, в кадре стараешься не сутулиться, четче произносить слова. Но эта задача журналистская, а не игровая. Какой тут образ? Не в этом же заключается актерская игра. Она - в перевоплощении. Нужно стать другим. Я этого сделать не могу.

Меня много раз приглашали на маленькие роли. Я, например, был дьяком Щелкановым в «Борисе Годунове» у Владимира Мирзоева. Поскольку это осовремененная история в нынешних костюмах, то я знаю, как должен выйти пресс-секретарь главы государства к журналистам и сообщить о самоубийстве Ирины Годуновой. Все мне говорили: «Нет, играть ты, конечно, не можешь». Если в художественных фильмах я что-то и изображаю, то скорее себя, как в «Generation П» Виктора Гинзбурга.

- Вы прекрасно выглядите - стройный и подвижный.

В меру упитанный?

- Так легко поднялись по Потемкинской лестнице! Крупный план, и никакой одышки.

Зато в этот день больше ничего уже снять было нельзя. Начали мы в 9.30 и к 15 часам закончили.

- Столько лет вы снимаете кино, а азарт не проходит. И фильм смешной получился, с иронией.

Не всем это нравится, что у меня иронический прищур. Кто-то посчитает комичным, что я шастаю по бродам и из этого вывожу Бродских. Я всякий раз делаю то, что мне самому интересно. Это единственный бензин, на котором едешь. Иначе я бы ничего делать не мог.

- Неужели нет у вас режиссерских амбиций?

У меня нет даже режиссерских обязанностей. Могу что-то предложить, а потом услышать в ответ в Русском музее, что не будет у меня комментария у серовского портрета Иды Рубинштейн, потому что там не снять. В обычном документальном кино нет человека, который ведет за собой. Но меня режиссер порой и втемную использует. Я ведь не знаю, сколько раз нужно через эту самую речку перейти, сколько грязного ила вычерпать, прежде чем будет снят эпизод.