О светосильных объективах. Как выбрать смартфон с лучшей фотокамерой Там, где творятся чудеса

Многие фотолюбители стремятся приобрести себе в комплект фотоаппаратуры светосильный объектив. С его верной помощью можно делать прекрасные портреты, красиво размывая задний план и рисуя боке, или снимать в сложных условиях слабой освещённости с рук, не таская с собой громоздкий штатив. Рынок сейчас предлагает довольно много самых разнообразных моделей светосильных стёкол. Их выбор зависит только от возможностей вашего кошелька и вашего же желания.

Но порой встречаются сверхсветосильные экземпляры. И пусть они не всегда заточены под фотосъемку, но значение их светосилы заставляет восхищаться этими монстрами. Наш ТОП включает в себя 10 моделей объективов, значение светосилы которых меньше, чем f/0.8.

1. ГОИ ЧВ 20mm f/0.5

Зеркально-линзовый объектив был произведён в СССР в 1948 г. Государственным Оптическим Институтом. Значение f/0.5, по сути, является теоретическим пределом светосилы объектива. И именно наши оптики в тяжёлые послевоенные годы создали сверхсветосильную оптическую систему. После этого в СССР приезжали различные делегации с целью перенять опыт, но повторить подобную конструкцию так никто с тех пор и не решился.

2. Signal Corps Engineering 33mm f/0.6

Этот объектив, выпущенный в послевоенное время для войск связи США перевезёнными в Америку немецкими учёными, предположительно предназначался для ночного видения или рентгеновского использования. Наклейка на объективе гласит “World’s Fastest Lens “, что значит “Самый быстрый объектив в мире”. Кто знает, может, на то время он таковым и являлся.

3. ГОИ Искра-3 72mm f/0.65

Последователь номера 1 в нашем списке тоже был выпущен светлыми умами СССР. По своей конструкции он является зеркальным, а использовали его в сфере рентгенографии.

4. Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7

Почему-то данный объектив во всём мире считается наиболее светосильным. Хотя, как мы с вами видим, он находится лишь на 4 месте в нашем ТОПе. Разработанный в 1960 г. специально для миссии NASA с целью сделать фото тёмной стороны Луны, Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 был произведён лишь в 10 экземплярах. Но только 6 из них были переданы NASA. Ещё один экземпляр остался в Carl Zeiss, а 3 оставшихся были проданы известному режиссёру Стэнли Кубрику. Он использовал их для съемки сцены при свечах в фильме “Барри Линдон” (1975 г.). Почувствовать себя Кубриком можете и вы – компания P+S Technik сдаёт объектив в связке с камерой PS-Cam X35 HD в аренду, чем может воспользоваться любой желающий.

5. Fujinon 50mm f/0.7

Стекло от японского бренда Fujifilm не шибко балует информацией о себе. Так что будем рады, если кто купит его на свой Nikon или Canon и поделится впечатлениями. Благо, на различных аукционах оно продаётся по вполне демократичным ценам – в пределах $500-$600.

6. Irtal-3 100mm f/0.7

Самый дальнобойный представитель из нашего списка. 100 мм при светосиле f/0,7 достойны уважения. Но воспользоваться объективом в классическом понимании этого слова вы не сможете, так как его оптическая составляющая выполнена из чистого германия, который не пропускает видимые лучи. Это объектив для инфракрасных излучений, и его можно использовать как тепловизор.

7. Carl Zeiss Jena R-Biotar 100mm f/0.73

Данный экземпляр ранее применялся на старых рентген-установках. Тех, которые имели флюоресцентный экран. Т.е. они не печатали снимки, а позволяли посмотреть сквозь человека лишь в режиме реального времени. С целью снижения дозы облучения и быстрейшего получения изображения желательно было сделать светосилу повыше, для чего и пригодился данный герой. Подробнее об объективе можно почитать по ссылке .

8. Leica Leitz 65mm f/0.75

Как и предыдущая модель, скорее всего, эта Leica использовалась в области рентгенографии. Но некоторые люди всё же видели цветные фотографии, сделанные при помощи объектива. В основном это были снимки цветов крупным планом. Естественно, что глубина резкости изображений была очень маленькой, но в зоне фокуса картинка выглядела очень даже ничего.

9. Rodenstock TV-Heligon 50mm f/0.75

Изначально линза немецкого производства тоже предназначалась для рентгеновского использования. Но многие умельцы приспособили её для использования с фотокамерами, чем воспользовалась и сама компания-производитель. Теперь на различных интернет-аукционах данное среднеформатное стекло можно приобрести для самых разнообразных байонетов – и Nikon, и Canon, и даже Micro 4/3.

10. Canon TV-16 25mm f/0.78

Последний экземпляр в нашем списке обладает мягким фокусом, умеет рисовать красивое боке и замечательно передаёт цвета. Но у него ярко выражено виньетирование. Хотя если использовать стекло по назначению, т.е. как портретник, это во многих случаях пойдёт только на руку.

Вместо резюме

В наши дни объективы с такими значениями светосилы мало кому нужны. Ведь они имеют главный существенный недостаток – очень маленькие зоны резкости. Но прогресс неумолимо шагает вперёд, и кто знает, к чему он приведёт через пару лет?.. Может, подобные модели таки попадут в массовое производство.

Текст статьи обновлён: 3.09.2019

Десятки часов, проведенных на форумах для фотографов, консультаций на тему того, какую камеру лучше взять фотолюбителю, метание от зеркалок Canon к беззеркалкам Sony, от полного кадра Nikon к системе Micro 4/3 от Olympus или Panasonic. И вот, наконец, муки выбора закончились — вы купили свой первый фотоаппарат. Скорее всего, он приобретен с КИТовым объективом, у которого — универсальный диапазон фокусных расстояний и небольшая светосила. Вы – счастливый фотолюбитель, если на этом остановились и снимаете в удовольствие тем, что есть. Если же, со временем, качество фото с КИТа перестает удовлетворять, горе вам, несчастный. Давайте сегодня посмотрим, какую оптику можно взять на КРОПнутую матрицу в широкоугольном диапазоне и протестируем широкоугольный фикс Samyang 12mm f/2.0 NCS CS Fujifilm X на беззеркалке Fujifilm X-T2.

  1. Обсуждаем, какой объектив можно взять на любые КРОПнутые фотоаппараты вместо штатного.
  2. Правила съемки на широкоугольный объектив.
  3. Какой ширик можно взять на Sony A6000, A6300 и A6500.
  4. Конкуренты Samyang 12mm f/2.0 NCS CS. Несколько примеров фото на Laowa 9mm f/2.8 Zero-D с тушкой Fujifilm X-T2.
  5. Технические характеристики Самъянг 12/2.
  6. Заключение к обзору.

1. Какой объектив купить на замену КИТовому для КРОПнутых зеркалок Sony A6000, A6300 и A6500 или Fujifilm X

Давайте сначала разберемся, чем хорош или чем плох КИТовый штатник. Чаще всего, он имеет не очень выдающиеся оптические свойства (разрешающая способность, хроматические аберрации, дисторсия) и он темнее, чем нормальные объективы, то есть имеет светосилу f/3.5 на широком конце, f/5.6 на длинном конце.

Что дает светосила? Возможность фотографировать при плохом освещении с меньшим ИСО, а значит, получить изображение с низким уровнем цифровых шумов, большим динамическим диапазоном и большей глубиной цвета.

Простой пример: если при f/2.0 светосильного фикса нам для обеспечения заданного времени экспозиции пришлось выставить ИСО 800 (что еще терпимо для КРОПнутой матрицы), то на f/5.6 у КИТа понадобится для той же выдержки ИСО 3200 (что очень много).

Заменить штатник можно фиксами или более качественным зумом. У каждого подхода есть плюсы и минусы, но я для себя выбрал дорогу зумов. Когда у меня спрашивают, какой объектив купить вместо штатного, я советую начать с приобретения «святой троицы»: светосильных зумов со следующими эквивалентными фокусными расстояниями (то есть, при пересчете на полный кадр):

  • 14-24mm f/2.8;
  • 24-70mm f/2.8;
  • 70-200mm f2.8.

Цифры в этом списке касаются оптики для полнокадровых фотоаппаратов. Чтобы пересчитать их в значения, подходящие для вашей камеры, нужно поделить на кроп-фактор: для Sony E-mount, Nikon F и Fujifilm X – Кf=1,5, для Olympus и Panasonic системы Micro 4/3 – Кf=2, для Canon – Кf=1,6. Тогда у нас получается (после округления):

  1. Сони, Никон и Фуджи Х – зум с ФР 10-16 мм.
  2. Кэнон — зум 9-15 мм.
  3. Олимпус и Панасоник — 7-12 мм.

Напомню, что объективы с ЭФР 14-24 мм условно относятся к сверхширокоугольным, 24-35 мм – к широкоугольным, 35-70 мм – к оптике с нормальным углом зрения, 70-300 мм – длиннофокусные, 300-800 мм и более – сверхдлинофокусные.

Если вы планируете заниматься фотографией серьезно, то без этих трех типов линз не обойтись. Есть еще макрообъективы, тилт-шифты, но они имеют более специфичное применение.

Среди фотографов часто случаются споры, нужна или нет светосила ширику, ведь им часто снимают пейзажи – используется светосила f/8.0-f/11.0, поэтому зачем платить огромные деньги, например, за Fujinon XF 8-16mm f/2.8 (цена 2000 USD), если можно купить Fujinon XF 10-24mm f/4.0 (цена 850 USD).

Мое мнение: для пейзажей, действительно, достаточно полусветосильной версии f/4. Но ширик нужен и для многих других жанров (стрит-фото, свадьбы, крещение, корпоративны, дни рождения, астрофотографии и т.п.), где требуется размыть фон и получить больше света на матрицу.

Давайте посмотрим, насколько часто ширик используется профессиональными фотографами. Например, зайдем на сайт MyWed и в разделе «Лучшие фото за год» посчитаем, какие кадры сняты на этот тип оптики.

Видим, что из 25 фото на первой странице 18 снимков получены на ширик (отметил значком «галка»). Ого, получается, что свадебные фотографы фотографируют 72% времени на широкоугольные объективы!

Ну, может быть, они сумасшедшие? Давайте зайдем на сайт издательства «Коммерсантъ» и посмотрим, на что снимают профессиональные фотожурналисты.

Хм… Снова, из 24 заглавных снимков 14 сняты на широкоугольный объектив (58%). Если заглянуть внутрь статьи, то и там будет огромное количество кадров с этой оптики.

ОК! Свадебщики, профессиональные фотожурналисты… Всё это специфичные области. А на что фотографируют, отправляясь в путешествие по дальним странам? Набираю в поисковой строке фразу «travel photographer of the year award» (тревел-фотограф года, награда). Аж 23 снимка из 48 получены также на ширик (48%)!

Почему сверхширокугольный диапазон (ФР 14-24 мм) так популярен у профессиональных фотографов, снимающих в различных жанрах? Потому что широкоугольный объектив обладает рядом особенностей:

  1. Картинка буквально втягивает зрителя в кадр. Никакая другая линза не даст такого чувства присутствия, как ширик.
  2. С помощью этой оптики моно показать и объект, и его окружение, среду обитания, что очень важно для создания истории в кадре.

Космические цены на зум 14-24mm f/2.8 заставляют сто раз подумать любого фотографа. На свой полный кадр Nikon D610 я так и не купил Nikon 14-24mm f/2.8 – он не только дорогой, но и здоровый, тяжелый. Пока, я обхожусь съемкой на мой любимый сверхширокоугольный фикс Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE Nikon F. Учитывая, что я владею зумом Nikon 24-70mm f/2.8G, фокусное расстояние 24 мм у меня закрыто. Для полного счастья не хватает фикса на 20 мм, то есть Samyang 20mm f/1.8 ED AS UMC Nikon F.

Если вернуться к владельцам камер Fujifilm X, то для них идеальный, в моем представлении, стартовый набор качественной оптики может включать:

  1. Универсальный зум Fujinon XF 16-55mm F/2.8 R LM WR.
  2. Телезум Fujinon XF 50-140mm F2.8 R LM OIS WR.
  3. Два фикса – ширики под КРОП: Samyang 10mm f/2.8 ED AS NCS CS Fuji X и Samyang 12mm f/2.0 NCS CS Fujifilm X.

Я попросил Павла дать небольшой комментарий к сегодняшним примерам фотографий. Вот, что он мне сообщил:

  • Все снимки получены в формате RAF и обработаны затем в редакторе Capture One . В « Photoshop » — ресайз для сайта и, местами, небольшая ретушь.
  • В отличие от Samyang 14 mm f /2.8, славящегося тем, что риска «Бесконечность» не совпадает с реальным положением, в Samyang 12 mm f /2 такой проблемы нет: но, если перекрутить кольцо фокусировки чуть далее за риску, то резкость потеряется. Поэтому во время фокусировки всегда нужно смотреть на объектив.
  • Для своего Самъянг 14/2,8 мне пришлось скачать профиль объектива и установить его в базу Lightroom . Из-за того, что в камере такого профиля нет, в формате Jpeg на него не поснимаешь – волнообразная дисторсия (убирается в редакторе, если снимал в RAW ). В объективе Самъянг 12/2 Павел такой дисторсии не наблюдает (но он и не фотографировал еще в Jpeg ), в редактре Capture One никакого профиля не применяет.
  • Данный ширик продается без чипа, поэтому в EXIF нельзя посмотреть, на какую диафрагму снято фото.

Фотографии, присланные для статьи Павлом, сняты в отпуске во время возвращения его семьи из Владивостока. Серия называется «Путь домой». В ней есть также снимки, сфотографированные на Fujifilm X-T2 и штатный зум Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS (Паша взял его в дополнение к тяжелому Fujinon XF 16-55mm F/2.8 R LM WR, чтобы облегчить фоторюкзак), светосильный телевик Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR. Эти фотографии я тоже включил в обзор: во-первых, есть возможность сравнить картинку с Samyang 12 mm f /2 и с родных линз; во-вторых, не прерывается повествование фотоистории.

Поскольку в моделях Fujifilm X-Pro2, Fujifilm X-T2, X-T20 и Fujifilm X-E3 стоит одна и та же матрица X-Trans III, считайте, что сегодня будем тестировать объектив и с этими фотоаппаратами. Кроме того, различия в картинке с предыдущим поколением сенсоров X-Trans II исчезающе малы – считайте, что смотрите примеры на Fuji X-T1, Fuji X-Pro1, Fujifilm X-T1, Fujifilm X-T10 и Fujifilm X-E2s.

А еще, данная модель выпускается под байонеты Canon M, Micro 4/3, Sony E, Samsung NX – считайте, на Sony A6500 или Samsung NX 3300, картинка будет такая же (на микре Olympus OM-D E-M1 Mark II эквивалентное фокусное расстояние будет узким: 24 мм).

Компания «Samyang Optics» основана в Южной Корее в 1972 году, в городе Масан. Занималась производством объективов, систем видеонаблюдения и аксессуаров для фотографии. На рынке объективы продавались под целым ворохом торговых марок: Vivitar, Falcon, Gloxy, Rokinon, Walimex, Bower, Opteka, Bell и Howell, Polar и Pro-Optic. Качеством не блистали. В 2004 году произошло слияние с японской фирмой по производству видеокамер для наружного наблюдения Seikou, и дела постепенно стали налаживаться.

Я познакомился с продукцией компании в 2013 году, купив для своей зеркалки Nikon D5100 ширик Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE, и сразу же влюбился в него. Конкурентоспособная цена и отличное качество картинки! Недостаток – ручная фокусировка.

За прошедшие 5 лет фирма много сделала для развития бренда, для улучшения качества продуктов. Сегодня в портфолио Samyang (на рынке США эти объективы именуются Rokinon) 6 групп продукции:

  1. Автофокусные линзы под байонет Sony FE. Также августе 2018 анонсирован Samyang AF 14mm f/2.8 для Nikon F – тоже с автоматической фокусировкой. В маркировке этой группы стоит аббревиатура AF.
  2. Премиальные светосильные фиксы, способные разрешать матрицу 50 Мп и 8K видео. Выпускаются под байонеты Canon EF (одна модель – для Nikon F). В обозначении – XP.
  3. Больше двух десятков моделей обычных мануальных фиксов под байонеты Canon, Nikon, Pentax, Sony A и FE, Canon M, Fujifilm X, Samsung NX и Micro 4/3.
  4. Кинообъективы. В обозначении – VDSLR. Для разных фотоаппаратов и кинокамер Nikon, Canon, Pentax, Sony Alpha.
  5. Профессиональные кинообъективы под байонет PL, Canon EF, Nikon F, Sony E и Micro 4/3. Продаются под торговой маркой “XEEN”.
  6. Станции для настройки автофокуса объективов Samyang с байонетом Canon EF и Sony E.

Модель Samyang 12mm f/2.0 NCS CS специфичная, так как выпускается только для использования на КРОПнутых беззеркалок Fujifilm X, Sony Alpha и Sony NEX, Olympus OM-D. Конструкция отличается малым рабочим отрезком – именно этим определяется возможность ставить объективы именно на беззеркальную систему.

Также нужно отметить, что Самъянг 12/2 – самый светосильный широкоугольный объектив под матрицу APS-C. Со светосилой f/2.0 и широким углом обзора (почти 99°) она идеально подходит для съемки звезд. Напомню, что в астросъемке фотографы руководствуются «правилом 600», которое гласит, что максимальная выдержка, при которой можно снять звезды резкими (чтобы они были точками и не черточками из-за вращения земли при фотографировании на длинной выдержке), рассчитывается по формуле:

В max =600/ФР, где ФР – фокусное расстояние объектива.

Так, для данной модели: В sam =600/12=50 секунд.

Если мы возьмем фирменный зум Fujinon XF 10-24mm F4 R OIS, на широком конце он позволит еще удлинить выдержку. В fuji =600/10=60 секунд. Но для f/4 при съемке ночью потребуется гораздо сильнее поднимать ИСО: где с Самъянг 12/2 достаточно ИСО 1600, там с Фуджи 10-24/4 нужны ИСО 3200. Есть разница?

Современные беззеркалки типа Olympus ON-D E-M1 Mark 2 или Fujifilm X-T3 напрямую конкурируют с зеркалками. Появление компактного и легкого ширика под КРОП усиливает их конкурентное преимущество перед зеркальными моделями Nikon и Canon.

По конструкции КРОПнутый Samyang 12mm f/2.0 очень похож на мой полнокадровый Samyang 14mm f/2.8. Кольцо смены диафрагмы «кликает» через каждый полстопа в диапазоне от f/2.0 до f/22.0. Оно разделено пластиковой вставкой от второго кольца, отвечающего за ручную настройку фокуса (широкое, вращается плавно). Требуется ¼ поворота для фокусировки от минимальной дистанции до бесконечности, что не очень удобно. Передняя линза не вращается. В отличие от моего ширика Самъянг 14/2.8, на Самъянг 12/2 можно прикрутить полярик или нейтральный ND-фильтр диаметром D=67 мм. На мой взгляд, это огромное преимущество данного объектива.

Размер Samyang 12mm f/2.0 NCS CS очень близок к родному фиксу Fujinon XF 14mm f/2.8R и немного меньше, чем Zeiss Touit 2.8/12, а светосилы на целых 100 больше.

Фокусировка . К сожалению, на корпусе линзы не нанесена маркировка ГРИП, что не очень удобно для светосильного фикса. Поэтому настраиваться на гиперфокальное расстояние немного сложнее, чем могло быть. Но тут на помощь приходят функции «Focus Peaking» (подсветка цветом резких контуров объектов) и «Увеличительная лупа» – фишки беззеркалок Sony, Fujifilm и Olympus.

По отзывам владельцев на форумах, объективы Самъянг 12/2 могут иметь такую же болячку, как и мой Самъянг 14/2.8: несовпадение рисок бесконечности с реальным ее положением. Лечится откручиванием винтиков или наклейкой полоски скотча с правильной маркировкой.

Вот видео на испанском языке, где рассказывается, как побороть этот недостаток с бесконечностью (включите на Youtube субтитры на русском языке).

Я не буду сейчас описывать характеристики дисторсии, виньетирования, аберрации устойчивости к засветкам и приводить графики MTF. С ними можно ознакомиться в любом обзоре. Примеры от Павла Черталёва с его камеры Fujifilm X-T2 говорят сами за себя: качество изображения за эту цену у корейского фикса – на 5 баллов!

2. Как правильно фотографировать широкоугольным объективом Samyang 12mm f/2.0 NCS CS

Фотографы могут снять потрясающие фотографии на ширик, а могут получить слабые, в композиционном плане, снимки. Дело в том, что данный тип оптики очень сильно растягивает перспективу: объекты на переднем плане кажутся в разы крупнее, чем на заднем. Чтобы снять на ширик хорошую фотографию, нужно соблюдать ряд правил:

  1. Широкоугольный объектив нужен, как правило, не для того, чтобы больше уместить в кадр, а, чтобы подойти ближе к объекту съемки.
  2. На снимке должен присутствовать четко выраженный СВКЦ (сюжетно важный композиционный центр).
  3. Чрезвычайно широкий угол обзора позволяет вместить в кадр слишком много объектов. Нужно следить, чтобы не возникла мешанина.
  4. Ставить людей следует ближе к центру кадра, чтобы уменьшить искажения.

3. Альтернативные широкоугольные объективы для беззеркальных фотоаппаратов Fujifilm X и кропнутых Sony Alpha 6000-й серии

Для КРОПа компания «Sony» светосильный зум не выпускает, поэтому владельцам остается лишь брать средний по светосиле Sony 10-18mm f/4 (SEL-1018) или полнокадровый Sony FE 12-24mm f/4 G (SEL1224G), зум со средним диапазоном фокусных расстояний Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* E 16-70mm f/4 ZA OSS (SEL-1670Z) и телевик для полного кадра Sony FE 70-200mm f/2.8 GM OSS (SEL-70200GM).

За те цены, что за эту оптику просят, проще купить зеркальную камеру или машину. В статье на рисунке №9 приведен пример расчета стоимости «святой троицы» для камер Nikon, Canon и Sony – последняя просит почти в 2 раза больше. При этом, с российских фотографов компания «Сони» дерет на четыре шкуры больше: цены на 35-40% выше, чем, например, в США.

Поэтому-то, владельцы данных беззеркалок тоже обращают свои взоры на продукцию «Самъянг». Вот ветка владельцев Samyang 12mm f/2.0 NCS CS Sony E на форуме Sony-club.

Предлагаю еще посмотреть пример видеосъемки на рассматриваемый нами ширик и беззеркалку Sony NEX 5R. Рекомендую смотреть со звуком — музыкальное сопровождение отлично подобрано.

4. Конкуренты ширика Samyang 12mm f/2.0

Под байонеты Canon EF, Sony A и Nikon F выпускается классный японский широкоугольный зум Tokina AT-X 11-16mm f/2.8 (AT-X 116) Pro DX II. Цена в США – 400 USD, в России – 660USD… Наверное, это — повод научиться покупать товары на Ebay и Amazon. Думаю, версию с байонетом Sony A-mount можно присоединить к тушке Sony A6500 через переходник Sony LA-EA4.

Дополнение от 11 ноября 2018. Обнаружил, что сейчас компания «Токина» выпускает еще более дорогой, но и более светосильный широкоугольный зум Tokina AT-X 14-20mm f/2 PRO DX. Наверное, наряду с Sigma AF 18-35mm f/1.8 DC HSM Art, несмотря на цены, они у меня стали бы основными претендентами для съемки на КРОПе из-за возможности снимать репортажи на очень низких ИСО.

Еще вариант – китайские объективы «Laowa». Совсем недавно я опубликовал обзор потрясающего широкоугольного макрообъектива Laowa 15mm f/4 1:1 Macro с примерами фото на полный кадр Nikon D800 и КРОПнутую любительскую зеркалку Nikon D5600. Там же есть фото с Laowa 12mm f/2.8 Zero-D. Стоит он гораздо дороже рассматриваемого Samyang 12mm f/2.0 NCS CS (950 USD vs 350 USD), но подходит и для фуллфрейма и для КРОПа. Выпускается с байонетом Canon EF, Nikon F, Sony A, Pentax K и Sony FE.

Павел Черталев, владелец Fujifilm X-T2, чьи снимки мы сейчас смотрим, на днях купил себе сверхшикоугольный фикс Laowa 9mm f/2.8 Zero-D (цена 500 USD). Эта линза выпускается только под матрицы APS-C (неполнокадровые) с байонетом Fuji X, Sony E и Canon EF-N.

Почему фиксы Laowa стоят дороже Samyang? Видимо, из-за аббревиатуры в обозначении «Zero-D» — «Нулевая дисторсия». Такой оптикой хорошо снимать архитектуру и интерьеры.

Отзыв Павла Черталева о своей модели Laowa 9mm f/2.8 Zero-D:

  • После f /2.0 у Samyang 12 mm f /2 расстраивает меньшая светосила f /2.8 – разница в 1 стоп экспозиции. То есть в условиях плохого освещения приходится поднимать ISO в 2 раза выше.
  • Из-за малой светосилы приходится удлинять выдержку. Исходя из формулы В=1/ФР, выставляю 1/10 секунды. При этом получаю много бракованных кадров из-за шевеленки. Штатив требуется чаще, чем при съемке на Samyang.
  • Сильно тянутся углы: если поместить человека на край кадра, будут заметны искажения.
  • Сильная виньетка, которая не исчезает даже на f /8, а на f /2.8 она практически чёрная.
  • Плохо держится бленда (пришлось снять) – проворачивается, получаются черные пятна на снимках.

В комментариях к обзору широкоугольного макрика Laowa 15mm f/2.8 есть А вот несколько примеров фотографий на тушке Fuji X-T2.

Серьезным конкурентом для Samyang 12mm f/2.0 или Laowa 9mm f/2.8 Zero-D, в моих глазах, является Zeiss Touit 2.8/12. Да, стоит он неласково (1000 USD), но поддерживает автофокус и на Sony A6000, Sony A6300, Sony A6500, и на беззеркалках Fujifilm X.

В этом месте еще раз отмечу, что АФ мне нужен для репортажей. Для других жанров нет проблем фокусироваться вручную.

Из линейки объективов Samyang Optics, не забуду упомянуть названный ранее Samyang 10mm f/2.8 ED AS NCS CS. Он подходит не только для КРОПнутых Fujifilm X и Sony E, но и для Canon, Nikon, Pentax, Canon N, Samsung NX и Macro 4/3. Правда, размеры у данной модели почему-то неигрушечные: 132.4 x 87.0 мм при весе 625 грамм против 67 x 59 мм при весе 245 грамм у Samyang 12mm f/2.0.

5. Характеристики объективов Samyang 12mm f/2.0 NCS CS

Жаль, что возможности размещения фотографий в блоге ограничены. Мне бы очень хотелось показать и другие снимки Павла – в этом отпуске он наснимал много интересных кадров на разные объективы.

Фото или видеосъемка - это зафиксированный на светочувствительной поверхности (в случае с цифровой техникой - на матрице) поток света, проходящий через объектив. Оптика в съемке играет первостепенную роль и ее качество во многом определяет качество будущего снимка.

Любой объектив состоит из нескольких линз, объединенных в группы. Каждая из них имеет свою функцию. Линзы преломляют свет, фокусируя его на матрице, защищают от искажений, переотражений и других негативных оптических эффектов. Проходя через эти «барьеры» световой поток закономерно ослабевает. В результате свет, который попадает на матрицу, становится менее ярким, тускнеет.

Существует немало способов, которые помогают избежать «световых потерь», из которых самый эффективный - применение просветленных линз, проходя через которые, свет будет терять минимум своей интенсивности. Так вот, способность объектива пропускать наибольшее количество света без потери интенсивности и называется светосилой.

Как определить светосилу

Светосила - это комплексное понятие и ее значение производители выражают при помощи цифровых коэффициентов. Так, самые простые, недорогие зум-объективы современных фотоаппаратов имеют светосилу от 3,5 до 5,6 единиц. Чем ниже значение коэффициента, тем выше светосила объектива. Самой большой светосилой обладает объектив Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7, созданный для съемок в . Объективы с высокой светосилой для съемок имеют диапазон от 0,7 до 2,8 единиц.

Объектив Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 использовался для съемок обратной стороны Луны.

Как светосила влияет на качество съемки

Светосила определяет не только интенсивность светового потока, что позволяет вести съемки с короткими выдержками при очень слабом освещении. Она также связана и с диаметром относительного отверстия диафрагмы. Чем выше светосила, тем шире относительное отверстие, а значит и меньше глубина . Это особенно важно в портретной съемке, так как с помощью такого объектива можно выделять объекты на переднем плане и размывать фон.

Наибольшей светосилой обладают объективы с фиксированным фокусным расстоянием.

Именно поэтому светосила - наиболее важная характеристика для портретных объективов и любой профессиональный фотограф-портретист имеет светосильную оптику в своем арсенале.

© 2013 сайт

Под светосилой объектива подразумевается его способность пропускать свет. Способность эта напрямую зависит от максимальной величины относительного отверстия объектива, т.е. от минимального доступного значения диафрагмы. Строго говоря, такая светосила называется геометрической , поскольку она учитывает только геометрические размеры отверстия диафрагмы и игнорирует ослабление светового потока линзами объектива, но для сравнения различных объективов между собой такой упрощённый подход вполне годится. Поэтому, когда фотографы говорят о светосиле объективов, они, как правило, имеют в виду минимальное число диафрагмы и только его.

Очевидно, что более светосильный объектив при равных значениях ISO позволяет использовать более короткие выдержки, чем менее светосильный, а при равных выдержках даёт возможность понизить ISO (см. «Экспозиция »).

В англоязычной литературе распространён термин «скорость объектива» (lens speed), обозначающий всё то же минимальное диафрагменное число. Светосильные объективы называют быстрыми за возможность снимать с высокими скоростями затвора, а также за ту быстроту, с которой они опустошают кошелёк фотографа. Линзы светосильной оптики имеют внушительные размеры и требуют при производстве большого количества дорогостоящего оптического стекла, что выливается в существенное повышение стоимости объектива.

Какие же объективы считаются светосильными?

Профессиональные светосильные зум-объективы характеризуются минимальным значением диафрагмы f/2,8. Более лёгкие и дешёвые зумы имеют минимальную диафрагму f/4. Последние уже не принято называть светосильными. Как f/2,8, так и f/4 зум-объективы отличаются постоянной светосилой на всём диапазоне фокусных расстояний, т.е. у 70-200 мм f/2,8 зума диафрагма f/2,8 будет доступна и на 70 и на 200 мм.

Любительские «тёмные» зум-объективы обладают переменной светосилой в районе f/3,5-5,6, т.е. минимальное число диафрагмы в широкоугольном положении будет f/3,5, а в телеположении – f/5,6. Переменная светосила позволяет уменьшить габариты и стоимость объектива.

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием отличаются гораздо большей светосилой по сравнению с зум-объективами. Здесь никого не удивишь диафрагмой f/2,8. По-настоящему светосильным фикс-объектив становится при минимальном значении диафрагмы не более f/2, а у профессиональных фиксов светосила достигает f/1,4 или даже f/1,2. Некоторые специализированные объективы (например, для астрофотографии) могут иметь светосилу вплоть до f/0,7, но такую оптику нельзя назвать массовой.

Причина столь значительной разницы в светосиле объективов с переменным и постоянным фокусным расстоянием заключается в относительной простоте конструкции фикс-объективов. Оптические же схемы зумов очень сложны, включают десятки линз из разных сортов стекла, что сильно затрудняет достижение светосилы свыше f/2,8.

Спешу напомнить, что речь у нас идёт о геометрической светосиле , не учитывающей поглощение света конкретным объективом. Разница же между эффективной светосилой (с учётом показателя поглощения) объективов с фиксированным и переменным фокусным расстоянием ещё больше, чем разница между их геометрической светосилой, что обусловлено большим количеством оптических элементов зума, а значит, и бо́льшими потерями света на пути через сложный объектив.

Среди начинающих фотолюбителей бытует поверье, что чем выше светосила объектива, тем лучше. Так ли это? И да, и нет.

Светосильный объектив действительно позволяет использовать более короткие выдержки, что незаменимо при съёмке подвижных объектов в условиях недостатка света, будь то спортсмены в тёмном зале или дикие животные в сумерках. Но когда вы снимаете статичный пейзаж, да ещё и со штатива , выдержка перестаёт вас волновать. При съёмке же бегущей воды выдержку и вовсе хочется увеличить. А носить с собой по горам тяжёлые светосильные стёкла для фотографа-пейзажиста достаточно утомительно.

Иными словами, ничего плохого в светосильной оптике нет, но для решения большинства ординарных и ряда профессиональных задач светосила свыше f/4 (для зум-объективов) или f/1,8 (для фикс-объективов), мягко говоря, избыточна.

Если вам непременно хочется поснимать на широких диафрагмах, то начать можно с приобретения классического «полтинника», т.е. объектива с фокусным расстоянием 50 мм. Являясь нормальным объективом для полнокадровых и плёночных 35-мм фотоаппаратов, на камерах с кроп-фактором (Nikon DX, Canon APS-C и пр.) полтинник превращается в короткий телеобъектив, очень удобный для съёмки портретов. При светосиле f/1,8 такие объективы стоят совсем не дорого, а качество оптики имеют весьма и весьма достойное. Это самый простой и бюджетный способ попробовать светосильную оптику, так сказать, на вкус, и определиться: нужна ли в принципе большая светосила лично вам.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

или О выдающихся характеристиках дискретного штатника

Вспоминая

Современное забвение дискретного 50-мм объектива обратно пропорционально его популярности, которую он переживал несколько десятилетий назад. В то время не было доступных зум-объективов, хотя появление (изобретение) вариообъективов (для кинематографа) относится вообще к началу 20 века. Первый зум для фотографов Voigtländer Zoomar 36-82/2.8 был выпущен лишь в 1959 году. Однако вплоть до конца 1970-х годов зумы были не особенно популярны, - по оптическим характеристикам они проигрывали «фиксам» и были существенно дороже. Ситуация изменилась в 1980-х годах и пришлась на конец т.н. советской эпохи. В результате доступные зум-объективы у нас появились с приходом рынка. Одновременно фотографы стали меньше использовать дискретную оптику, среди которой ключевая модель - «полтинник».

В объективе важен угол поля зрения, а не количество миллиметров в фокусном расстоянии

Его популярность определяется углом поля зрения (40-50°), который примерно равен углу поля зрения человеческого глаза. Хотя следует отметить, что угол каждого глаза по отдельности составляет 120-200°, а зона бинокулярного зрения - до 130°. Однако в данной ситуации для нас важен только центральный угол зрения, который оказывает решающее воздействие на восприятие перспективы.
В результате «полтинником» может называться любой объектив в диапазоне f=45-60 мм. Важен угол поля зрения, а не количество миллиметров в фокусном расстоянии. Кстати, согласно классическому подходу, угол поля зрения определяется диагональю кадра для малоформатного кадра 24х36 мм, где она равна 43,3 мм.

Стандартный объектив

Даже если фокусное расстояние у объектива f=45 мм, то его все равно называют полтинником, или «нормальным» объективом, или стандартным, или штатным. Корректны все термины. Штатный - потому что в свое время его брали как единственный (штатный) объектив к камере. «Нормальный» - не потому, что есть какие-то «ненормальные» объективы, но потому что угол поля зрения и передача перспективы соответствуют взгляду человека. Это и есть «нормальность», или «естественность», как пишут наши зарубежные коллеги - «natural». «Полтинник» обеспечивает наиболее естественную («натуральную») перспективу. Фокусное расстояние «нормального» объектива определяется размерами кадра конкретной камеры. К примеру, в среднеформатных фотосистемах «нормальным» будет объектив с фокусным расстоянием около f=80 мм. Кроме того, «полтинник» является точкой отсчета для остальной оптики. Как вниз - к широкоугольным, так и вверх - к телеобъективам.

«Полтинник» обеспечивает наиболее естественную («натуральную») перспективу

С приходом дешевых китовых зумов произошла подмена понятий. Люди покупают камеры (зеркалки и беззеркалки) со сменной оптикой, фотографируют и удивляются, почему нет значительного превосходства, по сравнению со смартфонами. Причина в том, что по характеристикам камера со штатным зумом мало чем отличается от смартфона. Конечно, если не вдаваться в детали... Отсюда и странное мнение, что смартфон снимает не хуже, чем полноценная камера.

Раньше чаще покупали камеру без объектива, который докупался отдельно. Сейчас бюджетная оптика, как правило, идет в комплекте, отказаться от нее сложно. А когда результат не устраивает, наступает разочарование. Как этого избежать? Очень просто. Снимайте с камеры штатный зум и устанавливайте «полтинник». У него масса преимуществ, его оптическая схема оттачивалась поколениями конструкторов, но главное, что он способен реабилитировать фотографию в глазах молодых поколений, оснащенных мобильной техникой.

Заставляют

«Полтинник» заставляет думать о кадре. Хотя бы потому, что фотограф вынужден ходить ногами, а не стоять на месте, играя кольцом зумирования. На начальном уровне зум вообще вреден. Многие считают, что он только приближает-удаляет. Однако, что важнее, он одновременно изменяет перспективу. А перспективой новички не владеют.

С «нормальной» оптикой можно снимать практически все жанры: пейзаж, портрет, стрит и даже макро - с использованием реверсивного кольца, чтобы установить объектив задом наперед.

Как правило, в «полтинниках» используется простая оптическая схема, отработанная не годами, но десятилетиями. Например, в моем объективе Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA (SEL55F18Z) имеется 5 элементов в 7 группах (угол обзора 43°). В отличие от зумов, где элементы передвигаются, здесь они стоят прочно. В результате обеспечивается резкое изображение, большая светосила и приятное бокэ (у меня 9-лепестковая круговая диафрагма).

«Полтинник» заставляет думать о кадре. Хотя бы потому, что фотограф вынужден «зумировать» ногами

Кроме того, объектив получается легким. Я беру Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA , когда надо сэкономить вес, когда нужно (можно) взять всего один объектив, или когда я не знаю, что буду снимать. Масса моего штатника всего 280 г. «Полтинники» вообще можно рекомендовать в качестве объектива для путешествий.

Как правило, все «нормальные» объективы недорогие. Не будем подробно останавливаться на стоимости, то тот, кто начнет изучать рынок, сразу поймет, что высокие оптические характеристики предлагаются за очень разумную цену.

Светосильный полнокадровый объектив Sonnar T* FE 55mm F1.8 ZA (SEL55F18Z, байонет FE). Оптическая схема: 7 элементов в 5 группах, включая 3 асферических. Многослойное просветляющее покрытие Carl Zeiss T* сокращает количество засветов и бликов, играет значительную роль для повышения точности цветопередачи и контрастности изображения. Круговая 9-лепестковая диафрагма. Минимальная дистанция фокусировки 0,5 м. Минимальная диафрагма f/22. Используется внутренняя фокусировка. Габариты 64х71 мм, масса 281 г. Диаметр под фильтр 49 мм. Металлическая пыле/влагозащищенная конструкция.

Пользователи очень высоко отзываются об объективе: «Резкий, замечательный контраст и отличная цветопередача, хорошая устойчивость к контровому свету, фокусировка достаточно быстрая, компактный, легкий, хороший конструктив».

Светосила

Одна из ключевых характеристик «полтинников» - светосила. Все они имеют максимальную диафрагму не менее f/2.8, что обеспечивает результат значительно лучше, чем у бюджетных зумов f/3.5-5.6. Как правило, выигрыш оказывается в несколько ступеней диафрагмы, или в 6-8 раз больше поступающего света.

В то же время со светосилой нужно не переборщить. При больших значениях диафрагмы уменьшается глубина резко изображаемого пространства. На f/1.2 это значение (при съемке с близкой дистанции) будет всего... 1-2 сантиметра. Конечно, можно прикрыть диафрагму, однако это не аргумент, поскольку подобные объективы приобретают именно из-за высокой светосилы. Тем не менее выбирая, например, между 50/1.0 и 50/1.4, не стоит гнаться за уникальными характеристиками первой модели (кстати, дорогой).

В «полтинниках» используется простая оптическая схема, отработанная не годами, но десятилетиями

Здесь мы подошли к очень сложной теме, которую обозначим, но детально раскрывать не станем. Во-первых, есть геометрическое значение диафрагмы (относительное отверстие) и фактическое. То есть при указанном значении f/2.8 количество именно фактически поступающего света будет меньше, если только в оптической схеме не используются просветляющие покрытия (но полноценного значения f/2.8 достичь невозможно). Например, в объективе Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA применяется легендарное многослойное просветляющее покрытие Carl Zeiss T*. Во-вторых, не у всех объективов на максимальном значении диафрагмы получается резкое изображение. У объектива Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA максимальная диафрагма является уверенно рабочей - изображение резкое.

Вообще «полтинники» можно встретить со следующими значениями диафрагмы: f/2.8, f/2.5, f/2.0, f/1.8, f/1.7, f/1.4, f/1.2, f/1.0, f/0.85, f/0.95, f/0.75 и даже f/0.7! В 1960-х годах компания Carl Zeiss разработала для NASA десять сверхсветосильных объективов Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7, чтобы фотографировать обратную (темную) сторону Луны (1966). Шесть поступили в NASA, один оставила себе сама компания Carl Zeiss, а три были проданы режиссеру Стэнли Кубрику. Например, он использовал такой объектив во время съемки фильма «Барри Линдон» (1975), что позволило Кубрику снять сцены с единственным источником света в виде обычных свечей. К слову, каждый объектив для астронавтов обошелся в один млн. долларов. Кубрик попросил сделать ему бюджетные варианты...

1/400 c, f/2.5, ISO 400

Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA

1/160 c, f/10, ISO 100

Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA