Компьютерное тестирование. Преимущества и недостатки компьютерного тестирования Плюсы и минусы тестирования как метода

Не будет преувеличением сказать, что сегодня системы онлайн-тестирования произвели настоящую революцию в обучении. Именно они помогли усовершенствовать оценивание знаний студентов. Теперь преподавателям гораздо проще проводить экзамены, а также следить за результатами и прогрессом своих учеников. Давно прошли дни, когда учителю надо было создавать каждый тест вручную и записывать результаты в журнал, высчитывать средний балл. Сегодняшние системы онлайн-тестирования помогают следить за прогрессом каждого ученика, избегая сложных подсчетов. Сами же инструменты для создания онлайн-тестов становятся всё понятнее и удобнее как для учеников, так и для преподавателя.

Научиться создавать онлайн-тесты легко

Ранее многие преподаватели отказывались от онлайн-тестов, поскольку создание каждого из них требовало много усилий и могло быть действительно выматывающим занятием. Кто-то боялся, что у него не хватит знаний, потребуется покупать дополнительное оборудование, разбираться с HTML-кодом или нанимать программиста. Но сейчас инструменты для создания тестов становятся настолько интуитивно понятными, что каждый преподаватель, даже новичок в , может легко создать отличный онлайн-тест для своего курса. Удобно, что множество программ не требуют установки, работая из браузера, а мобильные приложения для создания онлайн-тестов позволяют работать даже в дороге.

Онлайн-тестирование экономит время

Сейчас можно создать целую базу вопросов и сохранить их, чтобы использовать в дальнейшем. Не нужно писать отдельный тест для каждого курса - вы можете создать экзамен просто выбирая вопросы из уже созданной базы или воспользоваться шаблоном, который будет легко изменить для каждого нового курса. Кроме того очень полезной оказывается автоматическая система подсчета баллов. А какой простой может быть аналитика! Вы можете легко определить, кому из студентов требуются ваша помощь. Согласитесь, это сохранит вам немало времени и нервов. Многие системы позволяют выбирать дизайн для своих тестов, а также автоматически формируют именные сертификаты по результатам сданного экзамена.

Онлайн-тесты эффективны и надежны

Надежность тестов становиться особенно актуальной для онлайн-курсов. Чтобы оценка каждого ученика была объективной, очень важно предотвратить возможность списывания. И именно с помощью программ для онлайн-тестирования можно использовать методы, которые не дадут вашим студентам делиться ответами. Вы можете создавать множество версий одного и того же теста, меняя порядок вопросов и вариантов ответов. Эффективным будет также предложить более 6 развернутых вариантов ответов для каждого вопроса.

Многие системы онлайн-тестирования не позволяют пользователю скопировать текст из диалогового окна. А мы знаем, что если работа происходит за компьютером, ученик может попросту скопировать вопрос, чтобы найти ответ на него в интернете. Даже учитывая, что вопрос и ответ на него можно напечатать вручную, вы можете установить лимит времени для ответа.

Недостатки онлайн-тестирования

  • Посмотрите, какие программы доступны на рынке. В начале вам не надо изучать все опции, которые предоставляет каждая из программ, достаточно просто просмотреть список предлагаемых инструментов. Обратите внимание, что не все программы поддерживаю русский язык.
  • Теперь зная, какие функции можно найти в разных программах, создайте список тех, которые будут наиболее важны для вас.
  • Сравните разные онлайн-приложения. Оценивайте только те параметры, которые важны для вас и будут решающими при выборе платформы.
  • Почитайте отзывы.
  • Протестируйте несколько приложений. Многие из них предлагают бесплатный тест-драйв. Посмотрите, на сколько легко будет создавать тест и проходить его. Для этого организуйте небольшую проверку среди учеников и узнайте их мнение. Важно, чтобы такой тест носил скорее символический характер и не влиял на оценивание самих знаний.

Конечно, было бы отлично, если бы ваш сервис вебинаров или программа для e-learning`а поддерживали онлайн-тестирование. Управление таким курсом требует меньше усилий, все тесты и результаты хранятся в одном месте. Но каждый курс индивидуален, и программу для онлайн-тестирования стоит выбирать исходя из особенностей именно вашего учебного курса.

Популярность метода тестов объясняется следующими главными его достоинствами (ниже в качестве базы сравнения имеются в виду главным образом традиционные устные и письменные экзамены):

Стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации пользователя (исполнителя), на роль которого можно подготовить даже лаборанта со средним образованием. Это, однако, не означает того, что для подготовки комплексного заключения по батарее тестов не надо привлекать квалифицированного специалиста с полноценным высшим психологическим образованием.

Оперативность и экономичность. Типичный тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется, как правило, не более полминуты, а весь тест занимает, как правило, не более часа (в школьной практике это один урок); тестированию одновременно подвергается сразу группа испытуемых, таким образом, происходит значительная экономия времени (человеко-часов) на сбор данных.

3)Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяет рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам (знаниям, умениям в заданной области). Кроме того, количественный характер тестовых результатов дает возможность применить в случае тестов хорошо разработанный аппарат психометрики, позволяющий оценить, насколько хорошо работает данный тест на данной выборке испытуемых в данных условиях.

Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий ОПТИМАЛЬНОЙ ТРУДНОСТИ. При этом средний испытуемый набирает примерно 50 процентов из максимально возможного количества баллов. Это достигается за счет предварительных испытаний -- психометрического эксперимента, или пилотажа. Если в ходе пилотажа становится известным, что с заданием справляется примерно половина из обследованного контингента, то такое задание признается удачным и его оставляют в тесте.

Надежность. Это, может быть, самое главное достоинство тестов. «Лотерейный» характер современных экзаменов с вытягиванием «счастливых» или «несчастливых» билетиков давно уже стал притчей во языцах. Лотерейность для экзаменующегося здесь оборачивается низкой надежностью для экзаменатора -- ответ на один фрагмент учебной программы, как правило, не показателен для уровня усвоения всего материала. В отличие от этого, любой грамотно построенный тест охватывает основные разделы учебной программы (тестируемой области знаний или проявлений какого-то умения или способности). В результате возможность для «хвостистов» выбиться в отличники, а для отличника вдруг «провалиться» резко сокращается.

Назовем также ряд достоинств, которые в логическом смысле являются следствиями, производными от перечисленных выше, но заслуживают самостоятельного упоминания.

6)Важнейшим социальным следствием перечисленных выше достоинств метода тестов является Справедливость. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора. Хороший тест ставит всех испытуемых в равные условия. Наиболее сильно субъективизм экзаменаторов проявляется, как известно, не в трактовке уровня решенное задачи (не так просто назвать черное белым -- решенную задачу нерешенной), а в тенденциозном подборе заданий -- своим полегче, чужим -- труднее. То, насколько справедливой оказывается подобная селекция, имеет гигантское значение для развития общества. Поэтому так важно всем, кто имеет доступ к тестам и их результатам, учиться культуре грамотного и гуманного применения тестов. Ибо только добросовестное и квалифицированное отношение пользователей к тестам превращает их в инструмент, повышающий, а не понижающий уровень справедливости в обществе. Куликов Л.В. Психологическое исследование. -- СПб, 1994

7) Возможность компьютеризации. В данном случае это не просто дополнительное удобство, сокращающее живой груд квалифицированных исполнителей при массовом обследовании. В результате компьютеризации повышаются все параметры тестирования (например, при адаптивном компьютерном тестировании резко сокращается время тестирования. Специально подчеркнем, что компьютеризация -- это мощный инструмент обеспечения информационной безопасности (достоверности диагностики). Компьютерная организация тестирования, предполагающая создание мощных информационных «банков тестовых заданий», позволяет технически предотвратить злоупотребления со стороны недобросовестных экзаменаторов. Выбор заданий, предлагаемых конкретному испытуемому, может производить из такого банка сама компьютерная программа прямо в ходе тестирования, и предъявление данному испытуемому определенного задания в этом случае является таким же сюрпризом для экзаменатора, как и для испытуемого.

8) Психологическая адекватность. Это важнейшее психологическое следствие оптимальной сложности. Наличие в тесте (по сравнению с традиционными экзаменационными вариантами) большого количества кратких заданий средней трудности дает многим испытуемым (особенно тревожным, не уверенным в себе) шанс «зацепиться», поверить в себя, активизировать психологически оптимальную установку «на преодоление». Ведь когда такой испытуемый остается лицом к лицу перед одной-двумя очень сложными и большими задачами и не видит, как можно с ними справиться вообще, то он падает духом и не раскрывает всех своих возможностей. А если заданий много, и часть из них явно начинает «поддаваться» (испытуемый уверен, что он с ними справится), человек в процессе тестирования ободряется и начинает «бороться» за максимальный результат. Уже упомянутое нами свойство оптимальной сложности важно для теста тем, что оно не только обеспечивает измерительную (различающую) силу тесту, но и обеспечивает оптимальный психологический настрой испытуемых. Человек не является пассивным объектом измерений при тестировании (подобно гире при взвешивании) -- он всегда остро эмоционально реагирует на тест. Тестовая ситуация оптимальной сложности является оптимальным возбудителем -- люди испытывают нормальный уровень стресса (напряжения), необходимый для того, чтобы показать наивысший результат. Недостаток стресса (в случае легкого теста), а тем более избыток (в случае трудного) искажают результаты измерения. Этого, как правило, совершенно не понимают организаторы наших конкурсных экзаменов, пытающиеся в случае высокого конкурса дать абитуриентам задачки посложнее («на засыпку») -- создается избыточный стресс, который не дает возможности проявить себя людям, подготовленным хорошо, но обладающим пониженной стрессоустойчивостью.

Во многих странах внедрение метода тестов (равно как и сопротивление этому внедрению) тесно связано с социально-политическими обстоятельствами. Внедрение хорошо технически оснащенных тестовых служб в образовании -- важнейший инструмент в борьбе с коррупцией, поражающей правящую элиту (номенклатуру) во многих странах. На Западе тестовые службы работают независимо от «выпускающих» (школы) и «принимающих» (вузы) организаций и снабжают абитуриента независимым сертификатом о результатах тестирования, с которым он может отправляться в любое учреждение. Эта независимость службы тестирования от выпускающих и принимающих организаций является дополнительным фактором демократизации процесса селекции профессиональных кадров в обществе, дающая талантливому и просто работоспособному человеку лишний шанс проявить себя. Куликов Л.В. Психологическое исследование. -- СПб, 1994

Однако все перечисленное выше не означает, что метод тестов не обладает некоторыми весьма серьезными недостатками, не позволяющими свести всю диагностику способностей и знаний исключительно к тестированию.

Как всегда, определенные недостатки метода тестов являются продолжением его достоинств:

1) Опасность «слепых» (автоматических) ошибок. Слепая вера низкоквалифицированных исполнителей, что тест должен сработать правильно автоматически, порождает иногда тяжелые ошибки и казусы: испытуемый не понял инструкцию и стал отвечать совсем не так, как требует стандартная инструкция, испытуемый по каким-то причинам применил искажающую тактику, возник «сдвиг» в приложении трафаретки-ключа к бланку ответов (при ручном, некомпьютерном подсчете баллов) и т. п. Мораль -- пользователь не должен подходить к тесту с «магической установкой», будто этот волшебный «черный ящик» должен всегда работать исправно без всякого контроля со стороны человека.

2) Опасность профанации. Это эффект деятельности «профанов» в буквальном смысле слова. Не секрет, что внешняя легкость проведения тестов прельщает людей, не пригодных ни к какому квалифицированному труду. Оснастившись тестами, им самим непонятного качества, но с громкими рекламными названиями, профаны от тестирования агрессивно предлагают свои услуги всем и вся. В результате все проблемы предполагается решать с помощью 2--3 тестов -- «на все случаи жизни». К количественному тестовому баллу приклеивается новый ярлык -- заключение, создающее видимость соответствия диагностической задаче. Ходовой пример -- повальное использование клинического теста MMPI для отбора кадров в нашей стране. В этом случае высокий балл по восьмой шкале «Шизофрения» интерпретируется как «оригинальность мышления», по четвертой шкале «Психопатия» -- как «импульсивность» и т. п. Мысль о том, что нормальный здоровый испытуемый настораживается при виде многих вопросов MMPI, в которых откровенно называются психиатрические симптомы («Я часто слышу голоса») и выдают чисто «защитный» профиль, профанов не тревожит. Еще раз подчеркнем, что недобросовестная профанация и элементарное невежество идут в области тестирования рука об руку. Измайлов И.А., Михалевская М.Б. Общий практикум по психологии: Общая психометрика. *-- М., 1983

3)«Потеря индивидуального подхода, «стрессогенность». Тест -- самая общая «гребенка», под которую подгоняют всех людей. Возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека (тем более ребенка) к сожалению, довольно вероятна. Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует -- особенно в ситуации аттестационного тестирования. У людей с пониженной стрессоустойчивостью возникает даже определенное нарушение саморегуляции -- они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах (просто из-за «мандража»). Вовремя заметить такую реакцию на тест -- задача, которая под силу квалифицированному и добросовестному исполнителю.

4)Потеря индивидуального подхода, «репродуктивность». Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний. Отсутствие возможности раскрыть свою индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов -- ничем невосполнимый недостаток метода тестов. С точки зрения выявления творческого потенциала большинство тестов весьма ограничены именно тем, что они не апеллируют к творческой, конструктивной деятельности. Во всяком случае, отдельные стандартизированные творческие тесты имеют дело с весьма абстрактным материалом, а тесты достижений (знаний), адаптированные на жизненно важном материале (профессионально релевантном), как правило, выполнены в форме стандартного набора заданий с заданным ответом.

5)Отсутствие доверительной обстановки. Бездушный и формализованный характер самой процедуры тестирования, конечно, оборачивается тем, что испытуемый лишается ощущения того, что психолог заинтересован в нем лично, в том, чтобы помочь в его проблемах и трудностях. Диалогические методы (беседа, игра и т. п.) в этом плане имеют несомненные преимущества: непосредственно общаясь с испытуемым квалифицированный психолог может установить доверительный контакт, проявить персональное участие, создать атмосферу, снимающую напряжение и защиту.

6) Потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность. Иногда неквалифицированные «тестологи» обрушивают на ребенка тесты, слишком трудные, сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов. В разделе 1.4 «История психодиагностики» мы уже говорили о драматических казусах резкой недооценки умственного развития детей при применении вербальных тестов. Но многие «невербальные» тесты также требуют развития речевого мышления -- хотя бы для осмысления того, что говорит взрослый в своей инструкции. Альтернатива «взрослому» тестированию в детской психологии -- игровой подход к тестированию, когда тест включается в контекст игры и ребенок выполняет его как бы играя.

Таким образом, тесты нельзя делать единственным исчерпывающим методом любой диагностики (и образовательно-профессиональной и личностной) -- они требуют параллельного использования свободных письменных работ (в личностной диагностике место сочинений занимают проективные тесты со свободным ответом), а также устного собеседования (интервью). То есть место тестов -- дополнять указанные выше более традиционные методы. В этом качестве тесты незаменимы, так как не имеют многих недостатков, свойственных традиционным методам. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. -- СПб., 2000

Спокойное рациональное осознание достоинств и недостатков метода тестирования освобождает всех (исполнителей, заказчиков, испытуемых) как от чрезмерных упований на метод тестов, так и от пренебрежения к нему.

Тестирование как средство обучения и контроля знаний используется давно. Само слово тест, в переводе с английского, означает – проверка, испытание. Здесь, под тестированием мы понимаем опрос: вопросы с предложенными ответами, из которых испытуемый выбирает один или несколько верных.

Задаваемые вопросы могут быть устными или в распечатанном виде, но на современном этапе развития общества оснащение учебных заведений и предприятий средствами вычислительной техники достаточно велико, для того чтобы проводить аттестации, проверочные работы с помощью компьютеров.

Очевидно, что основное преимущество автоматизированного тестирования – удобство использования, снижение трудоемкости, исключение ошибок при проверке (у компьютеров не бывает падения внимательности по причине усталости). Кроме того, дистанционное обучение , интерес к которому растет, без применения соответствующего программного обеспечения трудно представить.

Среди недостатков тестирования можно отметить трудность формулировки ответов на вопросы по предметам, связанным с общими законами развития природы, общества (философия, история, экономика, некоторые разделы астрономии, физики и т.д.), для которых свойственны неоднозначные ответы, и двоичной логики "да/нет" – недостаточно. Также, с помощью тестирования невозможно контролировать творческие знания. Итак, проверка понимания и умений в некоторых областях гуманитарных, общественно-политических дисциплин вне прерогативы тестирования. Для этого существуют иные методы оценки.

Существенный недостаток тестирования, косвенно связанный с вышеперечисленными проблемами, – это то, что обучаемые привыкают к готовым формулировкам, и теряют (не приобретают) способность свободно и грамотно излагать мысли. С другой стороны люди, стесняющиеся говорить, оказываются в равных условиях с "ораторами".

Иногда наши пользователи просят устранить "излишнюю объективность" программы для тестирования, имея ввиду что при устном опросе преподаватель может выбрать сложность задаваемых вопросов с учетом уровня подготовленности опрашиваемого, что невозможно при применении компьютерного тестирования. Трудно сказать нужно ли устранять такой недостаток.

Кроме этого, существуют изъяны тестирования, которые в программах SunRav Software с успехом устраняются. Перечислим некоторые из них.

К несовершенству тестирования часто относят некоторую негибкость итоговой оценки.

В программе SunRav TestOfficePro подведение итога работы тестируемого и выведение оценки настраивается по разным параметрам. Можно оценить:

  • процент правильных ответов,
  • отношение правильных ответов к неправильным или заданным,
  • суммирование баллов (каждому ответу как правильному, так и неправильному можно присвоить свой коэффициент).

А также, в SunRav TestOfficePro существует возможность создать адаптивный тест, в котором переход к следующему заданию происходит в зависимости от ответов на предыдущие. Такая функция особенно востребована при создании тестов, применяемых для обучения, усвоения материала.

Таким образом, трудоемкость на первом этапе – создание баз тестов, внедрение тестирования в организацию – имеет временный характер. В целом компьютерное тестирование знаний несомненно более выгодно с экономической точки зрения, чем устные или письменные проверки.

Метод тестового контроля знаний пришел к нам из-за границы (из стран, в которых в систему обучения был внедрен болонский процесс), где оценивание студентов является равным для всех. Эта система контроля уровня знаний была разработана западными профессорами для того, чтобы сделать обучение более строгим. Каждый студент должен понять, что его успешность зависит лишь от его собственного желания «покорить вершину знаний», а для этого ему нужно направить все свои силы на изучение комплекса предметов и дисциплин, необходимых для получения квалификационного разряда. В противном же случае, без достаточного запаса знаний невозможно добиться высокого уровня профессионализма, следовательно, такие студенты «отсеются» к рабочему классу населения. Таким образом, каждый абитуриент, еще при поступлении, понимал, зачем он поступает в ВУЗ.

Конечно же, в нашей стране все, немного, иначе, но получение хорошего образования, так же, остается одним из самых важных заданий каждого молодого человека. Время показало, что использование такой тестовой системы контроля знаний является довольно успешным инструментом при обучении и проверки квалификационных навыков студентов. Но, так или иначе, как и любая система контроля имеет свои плюсы и минусы, и выше описанный метод контроля не является исключением.

К плюсам тестирования можно отнести объективность оценивания, а, следовательно, и равность всех студентов при прохождении тестовых билетов, так как все они получают одинаковые задания (в то же время и в том же месте) и имеют определенное количество времени на выполнение этого же задания. К положительным моментам тестирования можно отнести еще несколько аспектов, одним из которых является возможность охвата всех тем определенной дисциплины, в то же время, когда при устном экзамене преподаватель не может уделить одному студенту такое огромное количество времени для проверки его знаний. Как правило, при устном экзамене у преподавателя есть возможность задать вопрос студенту, максимум, по трем темам. Следующим плюсом тестирования является более адекватная шкала оценивания знаний. Например, если же тестовый билет состоит из пятнадцати вопросов, то максимальное количество балов, которое студент может получить при правильных ответах - 15. Если же будут допущены им ошибки, то будет видно, сколько ошибок он допустил и сразу же сориентироваться, насколько широкий уровень знаний по данной дисциплине у студента. Классическим методом студент может получить максимальную отметку - 5 баллов, причем, не всегда отметка, поставленная в зачетку, может соответствовать реальному уровню знаний.

К недостаткам такой системы контроля можно отнести трудоемкость составления таких тестов преподавателем. Так как количество тем по определенной дисциплине может варьироваться от нескольких штук до нескольких десятков, то можно понять, что это, достаточно, трудоемкий процесс и требует повышенной внимательности (если же преподаватель допустит ошибку при составлении ключей к тестам, студенты могут быть оценены необъективно). Еще одним минусом тестирования остается тот факт, что на определенный вопрос в билете приводится перечень возможных ответов, из которых нужно выбрать один, или же два правильных. Иногда студентам удается «наугад» проставить правильные варианты ответов. Таким образом, некоторые студенты могут получить незаслуженную оценку... А в прочем, если же студент угадывает варианты ответов, то он, наверняка, не сможет угадать все оставшиеся ответы на перечисленные в билете вопросы.