История создания и перспективы развития телевидения. Принцип телевидения Типы передачи информации по телевизору

Телевидение (от Теле... и слова видение)

область науки, техники и культуры, связанная с передачей зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными средствами; собственно способ такой передачи. Наряду с Радиовещание м Т. - одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, научно-познавательной, учебной) и одно из основных средств связи, используемое в научных, организационных, технических и др. прикладных целях (например, в системах диспетчеризации (См. Диспетчеризация) и контроля в промышленности и на транспорте, в космических и ядерных исследованиях, в военном деле и т. д.).

Основные принципы телевидения и их техническая реализация. Конечным (приёмным) звеном телевизионной передачи служит человеческий Глаз , поэтому телевизионные системы строятся с учётом особенностей зрения (См. Зрение). Реальный мир воспринимается человеком визуально в цветах, предметы - рельефными, расположенными в объёме некоторого пространства, а события - в динамике, движении: следовательно, идеальная телевизионная система должна обеспечивать возможность воспроизводить эти свойства материального мира. В современном Т. задачи передачи движения и цвета успешно решены (и технически, и практически). На стадии испытаний находятся телевизионные системы, способные воспроизводить рельефность предметов и глубину пространства (см. Стереоскопическое телевидение).

Для телевизионной перначи изображений необходимо осуществить 3 процесса: преобразование света, испускаемого объектом передачи или отражаемого им, в электрические сигналы; передачу электрических сигналов по каналам связи (См. Канал связи) и их приём; обратное преобразование электрических сигналов в световые импульсы, воссоздающие оптическое изображение объекта. Принципиальная основа для реализации этих процессов была заложена в трудах У. Смита (США), открывшего (1873) внутренний фотоэффект (См. Фотоэффект внутренний), А. Г. Столетов а, установившего (1888) основные закономерности внешнего фотоэффекта; А. С. Попов а - изобретателя радиосвязи (См. Радиосвязь) (1895); Б. Л. Розинг а, разработавшего (1907) систему «катодной телескопии» (при которой для воспроизведения изображений использовалась электроннолучевая трубка) и осуществившего (1911) первую в мире телевизионную передачу (в лабораторных условиях) по такой системе. Однако чтобы довести Т. до стадии практического применения, необходимо было решить множество др. сложных вопросов.

Рассматривая предметы непосредственно, можно различать очень мелкие детали (в соответствии с разрешающей способностью глаза). Поэтому формально можно считать оптическое изображение, проецируемое на сетчатку глаза, состоящим из m разрешимых деталей (элементов). Каждый такой элемент можно охарактеризовать яркостью В, цветностью (так называемым цветовым тоном λ и чистотой цвета р ) и геометрическим местом (координатами х, у ), то есть описать многомерной функцией f i (B, λ, р, х, у ); всё изображение описывается функцией

Это справедливо и для Т., где оптическое изображение объекта передачи проецируется (оптической системой) на светочувствительный элемент передающей телевизионной трубки (См. Передающая телевизионная трубка); число m в этом случае определяется разрешающей способностью трубки и размерами телевизионного Кадр а. Практически число m ограничивается техническими возможностями системы и её назначением и, например в вещательном Т. СССР, составляет около 500 тысяч элементов (в 1 кадре).

Если координаты х и у каждого элемента известны, для воспроизведения состояния элемента требуется передача трёх его параметров В, λ и р, для чего необходимы три канала связи, а для воспроизведения всего изображения - 3 m каналов (в случае стереотелевидения число каналов ещё удваивается, так как требуется передача изображений отдельно для левого и правого глаза). Отсюда очевидно, что одновременная передача всех элементов изображения практически невозможна. Поэтому в Т. принят принцип последовательной передачи изображений (поочерёдно - элемент за элементом), предложенный португальским учёным А. ди Пайва (1878) и независимо от него П. И. Бахметьевым (188Э). Возможность такой передачи основывается на свойстве человеческого зрения воспринимать пульсирующий свет как непрерывный, если частота пульсаций превышает критическую, которая зависит от яркости источника и составляет несколько десятков пульсаций в сек. Процесс последовательного преобразования элементов изображения в электрические сигналы при передаче и обратный процесс при приёме носят название развёртки (См. Развёртка оптическая) изображения (см. также Телевизионная развёртка). Эти процессы анализа и синтеза изображения должны совершаться синхронно и синфазно.

Закон развёртки определяется назначением телевизионной системы. Так, например, в современной телевизионной вещательной системе принята линейно-строчная развёртка, при которой образующийся кадр изображения имеет горизонтально-строчную структуру. Для поддержания синфазности развёрток в конце каждой строки и кадра передаются синхронизирующие импульсы. Тем самым Телевизионная станция управляет развёртками всех Телевизор ов в зоне своего действия. Одно из первых устройств для передачи элементов изображения, основанное на применении вращающегося диска с отверстиями, было предложено П. Нипков ым (1884). Диск Нипкова применялся в ранних, ещё несовершенных механических системах Т. Техническая реализация процессов преобразования и восстановления оптического изображения в современное Т. осуществляется главным образом вакуумными электроннолучевыми трубками. Практическое освоение электронных систем Т., основанное на использовании таких приборов, относится к концу 20-х - 30-м гг. 20 в. и связано с именами В. К. Зворыкин а и Ф. Фарнсуорта (США), К. Свинтона (Великобритания), В. П. Грабовского, С. И. Катаев а, А. П. Константинов а, Б. Л. Розинга, П. В. Тимофеев а, П. В. Шмаков а (СССР), а также многих др. изобретателей. Среди передающих трубок наиболее распространены Видикон ы (с внутренним фотоэффектом) и Суперортикон ы (с внешним фотоэффектом), среди приёмных - различные Кинескоп ы.

Исторически Т. развивалось начиная с передачи только яркостной характеристики каждого элемента изображения. В черно-белом Т. (см. рис. ) яркостный сигнал (Видеосигнал) на выходе передающей трубки подвергается усилению и преобразованию (см. Телевизионный сигнал). Каналом связи служит радиоканал или кабельный канал (см. Телевизионная передающая сеть). В приёмном устройстве принятые сигналы преобразуются в однолучевом кинескопе, экран которого покрыт люминофором белого свечения.

Лит.: Лазарев П. П., Очерки истории русской науки, М.-Л., 1950: Справочник по телевизионной технике, пер. с англ., т. 1-2, М.-Л., 1962; Телевидение, под ред. П. В. Шмакова. 3 изд., М., 1970; Шумихин Ю. А., Телевидение в науке и технике, М., 1970; Телевизионная техника, М., 1971; Казиник М. Л., Макеев Г. М., Сафрошин Н. А., Основы телевидения, 3 изд., М., 1973; Брацлавец П. Ф., Росселевич И. А., Хромов Л. И., Космическое телевидение. 2 изд., М., 1973; Самойлов В. Ф., Хромой Б. П., Телевидение, М., 1975; Новаковский С. В., Цветное телевидение, М., 1975.

П. В. Шмаков.

Телевизионное вещание - одно из массовых средств информации и пропаганды, воспитания, просвещения, организации досуга населения. В СССР и др. социалистических странах Т. освещает деятельность коммунистических и рабочих партий, государственных органов, участие трудящихся в коммунистическом и социалистическом строительстве, раскрывает особенности социалистического образа жизни, служит формированию общественного мнения, идейному, нравственному и эстетическому воспитанию масс, ведёт пропаганду миролюбивой внешней политики. Советское Т. как действенное средство коммунистического воспитания трудящихся занимает важное место в системе идеологической работы КПСС, является всенародной трибуной, с которой выступают передовые рабочие и колхозники, специалисты народного хозяйства, государственные и партийные работники, учёные, деятели литературы, искусства и др.

В СССР телевизионным вещанием охвачена территория, на которой проживает большинство населения страны. Через международные телевизионные системы программы советского Т. принимаются в социалистических странах и многих др. государствах.

В СССР опыты по передаче изображения на расстояние начались в первые годы Советской власти. Большое значение перспективам развития и практического применения Т. придавал В. И. Ленин. Получив 18 апреля 1921 сообщение о создании в Нижегородской радиолаборатории прибора, позволяющего «видеть на экране подвижное изображение», Ленин просил оказать содействие в усовершенствовании этого прибора и информировать о результатах дальнейших опытов. В 1930 в лаборатории Т. Всесоюзного электротехнического института под руководством П. В. Шмакова была разработана механическая система, дававшая изображение с разложением на 30 строк.

С 1 октября 1931 малострочные телепередачи неподвижных изображений стали регулярными; начались передачи механического Т. в Ленинграде, Одессе, Киеве, Харькове, Нижнем Новгороде, Смоленске, Томске. В 1932 осуществлена первая передача движущегося изображения (телекино), в 1934 - со звуковым сопровождением.

В начале 30-х гг. при Московском радиотрансляционном узле был создан специальный творческий сектор Т. Среди первых опытных передач малострочного Т. значительное место занимали общественно-политические, специальные кинофильмы для Т. (о праздновании 1 Мая, 15-летия Октябрьской революции 1917, пуске Днепрогэса и др.). В передачах участвовали М. И. Калинин, Г. К. Орджоникидзе, Н. В. Крыленко, Н. А. Семашко; А. Г. Стаханов, В. П. Чкалов, С. С. Прокофьев, И. М. Москвин, В. И. Качалов и др.; показывались специальные мультфильмы, отрывки из пьес, концерты. В 1936 проведено 300 телепередач общим объёмом около 200 ч.

Качественно новый этап в развитии Т. наступил в конце 30-х гг. с переходом от малострочного механического Т. к электронному. Экспериментальные передачи электронного Т. осуществлены в 1938 телецентрами Москвы и Ленинграда. С переходом на электронную систему намного улучшилось качество изображения, расширились творческие возможности Т., появились условия для создания массового телевещания. Основное содержание составляли художественные программы: кинофильмы, концерты, театральные спектакли. В 1938 по Ленинградскому телевидению были показаны первый телеспектакль и первая тематическая передача (о 20-летии ВЛКСМ).

Регулярное электронное Т. в Москве и Ленинграде началось в 1939. 10 марта 1939 в Москве был показан по телевидению фильм об открытии 18-го съезда ВКП (б) (снятый по заказу Т. «Союзкинохроникой»). В ноябре 1939 состоялась первая крупная общественно-политическая передача (о 20-летии 1-й Конной армии).

С переходом на электронную систему намного улучшилось качество изображения, расширились творческие возможности Т., появились условия для создания массового телевещания.

По телевидению стали показывать кинофильмы, концерты, театральные спектакли и телеспектакли. В 1940 поступили в продажу электронные телевизоры 17-Т-1 (с небольшим экраном, но чётким изображением). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Т. в СССР, как и в др. странах, не функционировало. Первая послевоенная передача проведена 7 мая 1945; 15 декабря 1945 Московский телецентр первым в Европе возобновил регулярное вещание (2 раза в неделю); в 1947 начал работать Ленинградский телецентр. В 1949 закончилась реконструкция Московского телецентра (передачи со стандартом чёткости 625 строк). С конца 40-х гг. налажено массовое производство телевизоров «Москвич Т-1», «Ленинград Т-2», «КВН-49». С конца 1946 стали регулярно передавать художественные и хроникальные кинофильмы. В 1948 введено в эксплуатацию внестудийное вещание; первая внестудийная передача - трансляция футбольного матча - проведена в 1949. Использование внестудийной техники значительно расширило возможности Т. В 1951 создана Центральная студия Т., позволившая осуществлять ежедневное телевещание в Москве, расширить объём документальных, общественно-политических, публицистических передач. В 1954 на Центральной студии Т. созданы редакции (отделы) пропаганды, промышленности, сельского хозяйства, науки, спорта. Ведущей формой документального вещания стали репортажи с заводов, строек, из совхозов, колхозов и т. д. В 1954 в Москве проведены первые экспериментальные передачи цветного Т. В феврале 1956 началось вещание по 2-й программе центральной студии Т., советское Т. стало многопрограммным. 1 мая 1956 впервые проведена прямая трансляция парада и праздничной демонстрации на Красной площади в Москве. Широко освещался по Т. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1957). Стали регулярными информационные передачи о жизни страны и событиях за рубежом, показ снятых на плёнку театр. спектаклей (первый - фильм-спектакль Малого театра «Правда хорошо, а счастье лучше», 1951). В 1957 образован Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. К концу 50-х гг. Т. стало общесоюзным. В 1960 действовало 103 студии Т. и ретранслятора, среднесуточный объём вещания - 276,5 ч.

В 1962 передачей репортажа с борта космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4» положено начало космическому Т. В 1965 организована 3-я учебная программа Центрального Т., осуществлен обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком (при помощи искусственного спутника «Молния-1»). В 1966 проведена первая передача цветной телепрограммы из Парижа в Москву, с 1967 передачи цветного Т. стали регулярными.

В 60-е гг. сложилась система информационно-публицистического телевещания: ежедневные выпуски «Телевизионных новостей» (с 1960), программа «Время» (с 1968), цикловые тематические передачи. В 1961 на киностудии «Мосфильм» создано творческое объединение «Телефильм». В 1965 показан первый многосерийный художественный телефильм «Вызываем огонь на себя». С 1966 регулярно проводятся всесоюзные фестивали телефильмов (первый - в Киеве). Дальнейшему развитию Т. способствовал ввод в строй Телевизионного технического центра (См. Телевизионный технический центр) им. 50-летия Октября в Москве (1967-70). Значительное достижение кинодокументалистики - многосерийный документальный телефильм «Летопись полувека», посвященный 50-летию Октябрьской революции 1917. Творческие возможности телевидения широко использованы при подготовке циклов «В. И. Ленин. Хроника жизни и деятельности» (около 40 художественных и документальных кино- и телефильмов), «По Ленинским местам» (1969-70) и др.

КПСС и Советское правительство уделяют постоянное внимание развитию Т., росту его материально-технической базы, повышению идейного и художественного уровня вещания, роли его в деле формирования коммунистического мировоззрения, в идеологической борьбе с миром капитализма, в воспитании у советских людей нового, коммунистического отношения к труду. В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения» (январь 1960) отмечена возрастающая роль Т. в идеологической работе партии, в политическом и культурном воспитании масс, названы конкретные мероприятия по дальнейшему совершенствованию телевещания. Важная роль Т. в системе воспитательной работы партии, государства и общественных организаций подчёркнута в Программе КПСС.

В 1970 Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию.

В систему советского Т. входят Центральное, республиканское и местное (краевое, областное) телевещание. Центральное Т. ведёт вещание по 6 программам, две из которых предназначены для отдалённых районов страны, 1-я программа - основная общесоюзная информационная, общественно-политическая, художественная и познавательная. Среднесуточный объём вещания 13 ч. Включает передачи, освещающие важнейшие события политической, экономической, культурной жизни СССР и за рубежом, трансляции праздничных и торжественных собраний, демонстраций, митингов трудящихся, правительств. встреч и др. крупных политических мероприятий, репортажи из космоса. Основные передачи: выпуски «Новостей», программа «Время», передачи «Ленинский университет миллионов», «Дневник соцсоревнования», «Сельский час», «Подвиг», «Служу Советскому Союзу», «Наука сегодня», «Слово учёному», «Человек и закон», «Советский Союз глазами зарубежных гостей». Регулярно передаются выступления политических обозревателей; международные проблемы освещаются также в передачах «Содружество», «Международная панорама» и др. Популярны познавательные циклы «Клуб кинопутешествий», «В мире животных», «Очевидное - невероятное», «Человек. Земля. Вселенная», «Здоровье», «Кинопанорама»; передачи «Беседы о литературе» и др. Т. ведёт пропаганду различных форм музыкального искусства, проводит фестивали советской песни; совместно с творческими союзами организует авторские вечера композиторов. Значительное место в программе занимают теле- и кинофильмы, трансляции театральных и телеспектаклей, концерты мастеров искусств, выступления самодеятельных коллективов, эстрадные и юмористические передачи - «13 стульев», «Голубой огонёк» и др.; передачи для детей - «Встречи со знатными людьми», «Костёр», «Будильник», спектакли, мультфильмы; для молодёжи - «Испытай себя» и др.; трансляции спортивных соревнований. С учётом поясного времени готовится дубль 1-й программы - программа «Восток» для Узбекской ССР, Таджикской ССР, Киргизской ССР, Туркменской ССР, ряда областей Казахской ССР и Урала (передаётся посредством наземных линий связи; среднесуточный объём 13 ч ). Программа «Орбита » формируется из передач 1-й программы и передаётся по космической системе связи в районы Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, в ряд областей Казахстана и Средней Азии. Среднесуточный объём 19 ч. 2-я программа - информационно-публицистическая и художественная, принимается в ряде областей Европейской части СССР. Среднесуточный объём 6 ч. Включает также передачи о тружениках Москвы и Московской области, 3-я программа - учебная и научно-популярная, состоит из передач для школьников, учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, студентов, специалистов народного хозяйства. Принимается в ряде областей Европейской части СССР. Среднесуточный объём 6,2 ч. Передачи для учащихся (по литературе, географии, истории, основам советского законодательства, физике и др. предметам) предназначены для использования на уроке и для индивидуального просмотра. Ведутся занятия для студентов-заочников (по философии, истории КПСС, научному коммунизму, математике и др.). В программе для системы повышения квалификации специалистов народного хозяйства циклы по вопросам экономики, научной организации труда и управления производством; специальные передачи для учителей, врачей, а также для самостоятельно изучающих иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский) и готовящихся к поступлению в вуз. В программе участвуют сотрудники АН СССР, академий союзных республик и отраслевых академий, преподаватели ведущих вузов, общественные деятели, писатели, мастера искусств, педагоги, специалисты производства, 4-я программа - художественная. Среднесуточный объём 3,5 ч (в основном - повтор художественных передач 1-й программы).

Республиканское и местное (краевое, областное) телевещание ведут (1975) 130 программных телецентров (78 в РСФСР, 52 в др. союзных республиках), общий среднесуточный объём свыше 2000 ч. Программы создаются в основном на местном материале, координируются по тематике и структуре с программами Центрального Т., дополняя их. Во всех союзных и автономных республиках наряду с программами Центрального Т. есть программы, включающие передачи на родном языке. Регулярно готовятся передачи о жизни республик, краев и областей для Центрального Т. В столицах союзных республик и 10 крупных городах (Ленинграде, Волгограде, Свердловске, Новосибирске, Горьком, Саратове, Челябинске, Петрозаводске, Владивостоке, Перми) ведётся телевещание по двум и более программам. В Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Ереване, Баку, Таллине, Вильнюсе, Риге регулярно транслируются передачи цветного Т. Средний объём 200 ч в неделю. Приёмо-передающая сеть Т. насчитывает свыше 1800 ретрансляторов, свыше 70 тысяч км радиорелейных линий, около 70 приёмных станций космической системы связи «Орбита». В зоне уверенного приёма передач на каждые 100 семей в среднем приходится 98 телевизоров. Всего у населения насчитывается (1975) 60 млн. телевизоров, в том числе свыше 1 млн. цветных.

Подготовку и выпуск телевизионных программ Центрального Т. осуществляют его Главные вещательные редакции, Главная дирекция программ и Телевизионный технический центр им. 50-летия Октября; производство телефильмов - творческие объединения студий Т. (ведущее - «Экран» Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию) и крупнейшие киностудии (по заказу Т.). Почта Центрального Т. в 1975 составила около 2 млн. писем.

За рубежом регулярные телепередачи начались в 1936 в Великобритании и Германии, в 1941 в США. Массовое распространение в Европе Т. получило в 50-е гг., в развивающихся странах - в 60-е гг.

Распределение телевизоров по отдельным районам мира (1974): Западная Европа - 88,5 млн. штук (население 398,4 млн. чел.), Восточная Европа (включая СССР) - 63,5 млн. (355,7 млн. чел.), Ближний Восток (включая Северную Африку) - 3,5 млн. (158,9 млн. чел.), Азия (включая Японию) - 30,3 млн. (2 млрд. чел.), Австралия - 4,2 млн. (21,7 млн. чел.), Северная Америка (включая США) - 106,3 млн. (231 млн. чел.), Латинская Америка - 18,2 млн. (282,1 млн. чел.).

В др. социалистических странах Т. является государственным. В целом им охвачено всё население, например в ПНР на 1 января 1975 насчитывалось 6,1 млн. телевизоров, ГДР - 4,8 млн., ЧССР - 3,8 млн., СФРЮ - 2,7 млн., ВНР - 2,2 млн., СРР - 1,9 млн., НРБ - 1,4 млн., на Кубе - 0,6 млн., в МНР - 0,003 млн. Т. двухпрограммное, цветные передачи демонстрируются ежедневно. Еженедельный объём вещания составляет; ПНР - 170, Куба - 130, ГДР - 120 СРР - 104, ЧССР - 100, ВНР - 95 НРБ и СФРЮ - 70, МНР - 30 ч. Сотрудничество между телеорганизациями социалистических стран (обмен передачами, совместное производство, координация планов и др.) осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках Интервидения.

В развивающихся странах Т., как правило, является государственным. Как массовое средство информации, просвещения и развлечения Т. уступает радиовещанию. Большое значение придаётся учебно-образовательной функции национального Т. Телепередачи идут в основном по одной программе в вечернее время. Практикуются коллективные просмотры в клубах (из-за недостатка телевизоров).

Техническими, программными и юридическими аспектами Т. в плане многостороннего международного сотрудничества занимаются всемирные и региональные организации и союзы. Распределение волн находится в ведении Международного союза электросвязи (См. Международный союз электросвязи). Международный обмен телепрограммами осуществляется через Интервидение, Евровидение ; Азиатский союз радиовещания (основан в 1964); Африканский союз радио- и телеорганизаций (1962); Межамериканскую радиовещательную ассоциацию (1946); Арабский союз электросвязи (1958). Обмен телепередачами с помощью спутников идёт через «Интерспутник» (1971, международная система космической связи социалистических стран) и «Интелсат» (1964, объединяет США, страны Европы и некоторые др. страны).

Для телевізійної перначі зображень необхідно здійснити 3 процеси: перетворення світла, що випускається об"єктом передачі або відбиваного їм, в електричні сигнали; передачу електричних сигналів по каналам зв"язку і їх прийом; зворотне перетворення електричних сигналів в світлові імпульси, що відтворюють оптичне зображення об"єкту. Принципова основа для реалізації цих процесів була закладена в працях У. Сміта (США), що відкрив (1873) внутрішній фотоефект , А. Р. Столетова , що встановив (1888) основні закономірності зовнішнього фотоефекту; А. С. Попова - винахідника радіозв"язки (1895); Би. Л. Розінга , що розробив (1907) систему «катодної телескопії» (при якій для відтворення зображень використовувалася електроннопроменева трубка) і що здійснив (1911) першу в світі телепередачу (у лабораторних умовах) по такій системі. Проте щоб довести Т. до стадії практичного вживання, необхідно було вирішити безліч ін. складних питань.

Розглядаючи предмети безпосередньо, можна розрізняти дуже дрібні деталі (відповідно до роздільної здатності ока). Тому формально можна рахувати оптичне зображення, що проектується на сітківку ока, що складається з m вирішуваних деталей (елементів). Кожен такий елемент можна охарактеризувати яскравістю В, колірністю (так званим колірним тоном l і чистотою кольору р ) і геометричним местомом (координатами х, в ), тобто описати багатовимірною функцією f i ( B, l, р, х, в ) ; все зображення описується функцією

Це справедливо і для Т., де оптичне зображення об"єкту передачі проектується (оптичною системою) на світлочутливий елемент передавальною телевізійної трубки ; число m в цьому випадку визначається роздільною здатністю трубки і розмірами телевізійного кадру . Практично число m обмежується технічними можливостями системи і її призначенням і, наприклад в мовному Т. СРСР, складає близько 500 тисяч елементів (у 1 кадрі).

Якщо координати х і в кожного елементу відомі, для відтворення стану елементу потрібна передача трьох його параметрів В, l і р, для чого необхідні три канали зв"язку, а для відтворення всього зображення - 3 m каналів (в разі стереотельовіденія число каналів ще подвоюється, оскільки потрібна передача зображень окремо для лівого і правого ока). Звідси очевидно, що одночасна передача всіх елементів зображення практично неможлива. Тому в Т. прийнятий принцип послідовної передачі зображень (по черзі - елемент за елементом), запропонований португальським ученим А. ді Пайва (1878) і незалежно від нього П. І. Бахметьевим (188Е). Можливість такої передачі грунтується на властивості людського зору сприймати пульсуюче світло як безперервний, якщо частота пульсацій перевищує критичну, яка залежить від яскравості джерела і складає декілька десятків пульсацій в сек. Процес послідовного перетворення елементів зображення в електричні сигнали при передачі і зворотний процес при прийомі носять назву розгортки зображення (див. також Телевізійна розгортка ) . Ці процеси аналізу і синтезу зображення повинні здійснюватися синхронно і синфазний.

Закон розгортки визначається призначенням телевізійної системи. Так, наприклад, в сучасній телевізійній мовній системі прийнята лінійно-рядкова розгортка, при якій кадр зображення, що утворюється, має горизонтально-рядкову структуру. Для підтримки синфазності розгорток в кінці кожного рядка і кадру передаються синхронізуючі імпульси. Тим самим телевізійна станція управляє розгортками всіх телевізорів в зоні своєї дії. Один з перших пристроїв для передачі елементів зображення, засноване на вживанні диска, що обертається, з отворами, було запропоновано П. Ніпковим (1884). Диск Ніпкова застосовувався в ранніх, ще недосконалих механічних системах Т. Технічеськая реалізація процесів перетворення і відновлення оптичного зображення в сучасне Т. здійснюється головним чином вакуумними електроннопроменевими трубками. Практичне освоєння електронних систем Т., засноване на використанні таких приладів, відноситься до кінця 20-х - 30-м-код рр. 20 ст і пов"язано з іменами Ст До. Зворикина і Ф. Фарнсуорта (США), К. Свінтона (Великобританія), Ст П. Грабовського, С. І. Катаєва , А. П. Константінова , Би. Л. Розінга, П. Ст Тімофєєва , П. Ст Шмакова (СРСР), а також багатьох ін. винахідників. Серед передавальних трубок найбільш поширені відікони (з внутрішнім фотоефектом) і суперортікони (із зовнішнім фотоефектом), серед приймалень - різні кінескопи .

Історично Т. розвивалося починаючи з передачі лише характеристики яскравості кожного елементу зображення. У чорно-білому Т. (див. мал. ) сигнал яскравості ( відеосигнал ) на виході передавальної трубки піддається посиленню і перетворенню (див. Телевізійний сигнал ) . Каналом зв"язку служить радіоканал або кабельний канал (див. Телевізійна передавальна мережа ) . В приймальному пристрої прийняті сигнали перетворяться в одинпроменевому кінескопі, екран якого покритий люмінофором білого свічення.

Літ.: Лазарев П. П., Нариси історії російської науки, М-код.-Л., 1950: Довідник по телевізійній техніці, пер.(переведення) з англ.(англійський), т. 1-2, М-код.-Л., 1962; Телебачення, під ред. П. Ст Шмакова. 3 видавництва, М., 1970; Шуміхин Ю. А., Телебачення в науці і техніці, М., 1970; Телевізійна техніка, М. 1971; Казіник М. Л., Макєєв Р. М., Сафрошин Н. А., Основи телебачення, 3 видавництва, М., 1973; Брацлавец П. Ф., Россельовіч І. А., Хромов Л. І., Космічне телебачення. 2 видавництва, М., 1973; Самойлов Ст Ф., Кульгавий Би. П., Телебачення, М., 1975; Новаковський С. Ст, Кольорове телебачення, М., 1975.

П. Ст Шмаков.

Телевізійне мовлення - один з масових засобів інформації і пропаганди виховання, освіти, організації дозвілля населення. У СРСР і ін. соціалістичних країнах Т. освітлює діяльність комуністичних і робочих партій, державних органів, участь трудящих в комуністичному і соціалістичному будівництві, розкриває особливості соціалістичного способу життя, служить формуванню громадської думки, ідейному, етичному і естетичному вихованню мас, веде пропаганду миролюбної зовнішньої політики. Радянське Т. як дієвий засіб комуністичного виховання трудящих займає важливе місце в системі ідеологічної роботи КПРС, є всенародною трибуною, з якою виступають передові робітники і колгоспники, фахівці народного господарства, державні і партійні працівники, учені, діячі літератури, мистецтва і ін.

В СРСР телевізійним мовленням охоплена територія, на якій проживають більшість населення країни. Через міжнародних телевізійні системи програми радянського Т. приймаються в соціалістичних країнах і багатьох ін. державах.

В СРСР досліди по передачі зображення на відстань почалися в перші роки Радянської влади. Велике значення перспективам розвитку і практичного вживання Т. надавало Ст І. Ленін. Отримавши 18 квітня 1921 повідомлення про створення в Ніжегородськой радіолабораторії приладу, що дозволяє «бачити на екрані рухливе зображення», Ленін просив сприяти в удосконаленні цього приладу і інформувати про результати подальших дослідів. У 1930 в лабораторії Т. Всесоюзного електротехнічного інституту під керівництвом П. В. Шмакова була розроблена механічна система, що давала зображення з розкладанням на 30 рядків.

З 1 жовтня 1931 малорядкові телепередачі нерухомих зображень стали регулярними; почалися передачі механічного Т. в Ленінграді, Одесі, Києві, Харкові Нижньому Новгороді, Смоленську, Томську. У 1932 здійснена перша передача рухомого зображення (телекіно), в 1934 - із звуковим супроводом.

На початку 30-х рр. при Московському радіотрансляційному вузлі був створений спеціальний творчий сектор Т. Среді перших дослідних передач малорядкового Т. значне місце займали суспільно-політичні, спеціальні кінофільми для Т. (про святкування 1 Травня, 15-ліття Жовтневої революції 1917, пуску Днепрогеса і ін.). У передачах брали участь М. І. Калінін, Р. До. Орджонікідзе, Н. Ст Криленко, Н. А. Семашко; А. Р. Стаханов, Ст П. Чкалов, С. С. Прокофьев, І. М. Моськвін, В. І. Качалов і др.; показувалися спеціальні мультфільми, уривки з п"єс, концерти. У 1936 проведено 300 телепередач загальним об"ємом близько 200 ч.

Якісно новий етап в розвитку Т. настав в кінці 30-х рр. з переходом від малорядкового механічного Т. до електронного. Експериментальні передачі електронного Т. здійснені в 1938 телецентрами Москви і Ленінграда. З переходом на електронну систему набагато покращала якість зображення, розширилися творчі можливості Т., з"явилися умови для створення масового телемовлення. Основний вміст складали художні програми: кінофільми, концерти, театральні спектаклі. У 1938 по Ленінградському телебаченню були показані перший телеспектакль і перша тематична передача (о 20-літті ВЛКСМ).

Регулярне електронне Т. в Москві і Ленінграді почалося в 1939. 10 березня 1939 в Москві був показаний по телебаченню фільм про відкриття 18-го з"їзду ВКП (б) (знятий за замовленням Т. «Союзкинохроникой»). У листопаді 1939 відбулася перша крупна суспільно-політична передача (про 20-ліття 1-ої Кінної армії).

З переходом на електронну систему набагато покращала якість зображення, розширилися творчі можливості Т., з"явилися умови для створення масового телемовлення.

По телебаченню стали показувати кінофільми, концерти, театральні спектаклі і телеспектаклі. У 1940 поступили в продаж електронні телевізори 17-Т-1 (з невеликим екраном, але чітким зображенням). У роки Великої Вітчизняної війни 1941-45 Т. в СРСР, як і в ін. країнах, не функціонувало. Перша післявоєнна передача проведена 7 травня 1945; 15 грудня 1945 Московський телецентр першим в Європі відновив регулярне мовлення (2 рази в тиждень); у 1947 почав працювати Ленінградський телецентр. У 1949 закінчилася реконструкція Московського телецентру (передачі із стандартом чіткості 625 рядків). З кінця 40-х рр. налагоджено масове виробництво телевізорів «Москвич Т-1», «Ленінград Т-2», «КВН-49». З кінця 1946 стали регулярно передавати художні і хронікальні кінофільми. У 1948 введено в експлуатацію позастудійне мовлення; перша позастудійна передача - трансляція футбольного матчу - проведена в 1949. Використання позастудійної техніки значно розширило можливості Т. В 1951 створена Центральна студія Т., що дозволила здійснювати щоденне телемовлення в Москві, розширити об"єм документальних, суспільно-політичних, публіцистичних передач. У 1954 на Центральній студії Т. створені редакції (відділи) пропаганди, промисловості, сільського господарства, науки, спорту. Провідною формою документального мовлення стали репортажі із заводів, будівництв, з радгоспів, колгоспів і т. д. У 1954 в Москві проведені перші експериментальні передачі кольорового Т. В лютому 1956 почалося мовлення за 2-ою програмою центральної студії Т., радянське Т. стало багатопрограмним. 1 травня 1956 вперше проведена пряма трансляція параду і святкової демонстрації на Червоній площі в Москві. Широко освітлював по Т. Всемірний фестиваль молоді і студентів в Москві (1957). Стали регулярними інформаційні передачі про життя країни і події за кордоном, показ знятих на плівку театр.(театральний) спектаклів (перший - фільм Малого театру «Правда добре, а щастя краще», 1951). У 1957 утворений Комітет з радіомовлення і телебачення при Раді Міністрів СРСР. До кінця 50-х рр. Т. стало загальносоюзним. У 1960 діяли 103 студії Т. і ретранслятор, середньодобовий об"єм мовлення - 276,5 ч.

З 1961 СРСР - член міжнародної організації Інтербачення .

В 1962 передачею репортажу з борту космічних кораблів «Схід-3» і «Схід-4» належить початок космічному Т. В 1965 організована 3-я учбова програма Центрального Т., здійснений обмін телепрограмами між Москвою і Владивостоком (за допомогою штучного супутника «Блискавка-1»). У 1966 проведена перша передача кольорової телепрограми з Парижа до Москви, з 1967 передачі кольорового Т. стали регулярними.

В 60-і рр. склалася система інформаційно-публіцистичного телемовлення: щоденні випуски «Телевізійних новин» (з 1960), програма «Час» (з 1968), циклові тематичні передачі. У 1961 на кіностудії «Мосфільм» створено творче об"єднання «Телефільм». У 1965 показаний перший багатосерійний художній телефільм «Викликаємо вогонь на себе». З 1966 регулярно проводяться всесоюзні фестивалі телефільмів (перший - в Києві). Подальшому розвитку Т. сприяв той, що вводить до ладу Телевізійного технічного центру ним. 50-летия Жовтня в Москві (1967-70). Значне досягнення кінодокументалістики - багатосерійний документальний телефільм «Літопис півстоліття», присвячений 50-літтю Жовтневої революції 1917. Творчі можливості телебачення широко використані при підготовці циклів «В. І. Ленін. Хроніка життю і діяльності» (близько 40 художніх і документальних кино- і телефільмів), «По Ленінських місцях» (1969-70) і ін.

КПРС і Радянський уряд приділяють постійна увага розвитку Т., зростанню його матеріально-технічної бази, підвищенню ідейного і художнього рівня мовлення, ролі його в справі формування комуністичного світогляду, в ідеологічній боротьбі зі світом капіталізму, у вихованні у радянських людей нового комуністичного відношення до праці. У постанові ЦК КПРС «Про подальший розвиток радянського телебачення» (січень 1960) відмічена зростаюча роль Т. в ідеологічній роботі партії, в політичному і культурному вихованні мас, названі конкретні заходи щодо подальшого вдосконалення телемовлення. Важлива роль Т. в системі виховної роботи партії, держави і громадських організацій підкреслена в Програмі КПРС.

В 1970 Комітет з радіомовленню і телебаченню при Раді Міністрів СРСР перетворений в союзно-республіканський Державний комітет Ради Міністрів СРСР з телебачення і радіомовлення.

В систему радянського Т. входять Центральне, республіканське і місцеве (краєве, обласне) телемовлення. Центральне Т. веде мовлення по 6 програмам, дві з яких призначені для віддалених районів країни, 1-я програма - основна загальносоюзна інформаційна суспільно-політична, художня і пізнавальна. Середньодобовий об"єм мовлення 13 ч. Включає передачі, освітлюючі найважливіші події політичного, економічного, культурного життя СРСР і за кордоном, трансляції святкових і урочистих зборів, демонстрацій, мітингів трудящих, урядів. зустрічей і ін. крупних політичних заходів, репортажі з космосу. Основні передачі: випуски «Новин», програма «Час», передачі «Ленінський університет мільйонів», «Щоденник соцзмагання», «Сільська година», «Подвиг», «Служу Радянському Союзу», «Наука сьогодні», «Слово ученому», «Людина і закон», «Радянський Союз очима зарубіжних гостей». Регулярно передаються виступи політичних оглядачів; міжнародні проблеми освітлюють також в передачах «Співдружність», «Міжнародна панорама» і ін. Популярні пізнавальні цикли «Клуб кіноподорожей», «В світі тваринних», «Очевидне - неймовірне», «Людина. Земля. Всесвіт» «Здоров"я», «Кінопанорама»; передачі «Бесіди про літературу» і ін. Т. веде пропаганду різних форм музичного мистецтва, проводить фестивалі радянської пісні; спільно з творчими союзами організовує авторські вечори композиторів. Значне місце в програмі займають теле- і кінофільми, трансляції театральних і телеспектаклів, концерти майстрів мистецтв, виступи самодіяльних колективів, естрадні і гумористичні передачі - «13 стільців», «Блакитний вогник» і др.; передачі для дітей - «Зустрічі із знатними людьми», «Вогнище», «Будильник», спектаклі, мультфільми; для молоді - «Випробуй себе» і др.; трансляції спортивних змагань. З врахуванням поясного часу готується дубль 1-ої програми - програма «Схід» для Узбецької РСР, Таджицької РСР, Киргизької РСР, Туркменської РСР, ряду областей Казахської РСР і Уралу (передається за допомогою наземних ліній зв"язку; середньодобовий об"єм 13 ч ) . Програма «Орбіта» формується з передач 1-ої програми і передається по космічній системі зв"язку в райони Сибіру, Далекого Сходу, Крайньої Півночі, в ряд областей Казахстану і Середньої Азії. Середньодобовий об"єм 19 ч. 2-я програма - інформаційно-публіцистична і художня, приймається у ряді областей Європейської частини СРСР. Середньодобовий об"єм 6 ч. Включає також передачі про трудівників Москви і Московською області, 3-я програма - учбова і науково-популярна, складається з передач для школярів, середніх спеціальних і професійно-технічних учбових закладів, що вчаться, студентів, фахівців народного господарства. Приймається у ряді областей Європейської частини СРСР. Середньодобовий об"єм 6,2 ч. Передачі для учнів (по літературі, географії, історії, основам радянського законодавства, фізиці і ін. предметам) призначені для використання на уроці і для індивідуального перегляду. Ведуться заняття для студентів-заочників (по філософії, історії КПРС, науковому комунізму, математиці і ін.). У програмі для системи підвищення кваліфікації фахівців народного господарства цикли по питаннях економіки, науковій організації праці і управління виробництвом; спеціальні передачі для вчителів, лікарок, а також для що самостійно вивчають іноземні мови (англійський, німецький, французький, іспанський) і підготовлюваних до вступу до вузу. У програмі беруть участь співробітники АН(Академія наук) СРСР, академій союзних республік і галузевих академій, викладачі провідних вузів, громадські діячі, письменники, майстри мистецтв, педагоги, фахівці виробництва, 4-я програма - художня. Середньодобовий об"єм 3,5 ч (в основному - повтор художніх передач 1-ої програми).

Республіканське і місцеве (краєве, обласне) телемовлення ведуть (1975) 130 програмних телецентрів (78 в РРФСР, 52 в ін. союзних республіках), загальний середньодобовий об"єм понад 2000 ч. Програми створюються в основному на місцевому матеріалі, координуються з тематики і структури з програмами Центрального Т., доповнюючи їх. У всіх союзних і автономних республіках поряд з програмами Центрального Т. є програми, що включають передачі на рідній мові. Регулярно готуються передачі про життя республік, країв і областей для Центрального Т. В столицях союзних республік і 10 крупних містах (Ленінграді, Волгограді, Свердловську, Новосибірську, Горькому, Саратові, Челябінську, Петрозаводську, Владивостоку, Пермі) ведеться телемовлення по двох і більш програмам. У Москві, Ленінграді, Києві, Ташкенті, Тбілісі, Єревані, Баку, Таліні, Вільнюсі, Ризі регулярно транслюються передачі кольорового Т. Средній об"єм 200 ч в тиждень. Пріємо-передавальна мережа Т. налічує понад 1800 ретрансляторів, понад 70 тисяч км. радіорелейних ліній, біля 70 приймальних станцій космічної системи зв"язку «Орбіта». У зоні упевненого прийому передач на кожних 100 сімей в середньому доводиться 98 телевізорів. Всього в населення налічується (1975) 60 млн. телевізорів, у тому числі понад 1 млн. кольорових.

Підготовку і випуск телепередач Центрального Т. здійснюють його Головні мовні редакції, Головна дирекція програм і Телевізійний технічний центр ним. 50-летия Жовтня; виробництво телефільмів - творчі об"єднання студій Т. (що веде - «Екран» Державного комітету Ради Міністрів СРСР по телебаченню і радіомовленню) і найбільші кіностудії (за замовленням Т.). Пошта Центрального Т. в 1975 склала близько 2 млн. листів.

За кордоном регулярні телепередачі почалися в 1936 у Великобританії і Германії, в 1941 в США. Масове поширення в Європі Т. отримало в 50-і рр., в країнах, що розвиваються, - в 60-і рр.

Розподіл телевізорів по окремих районах світу (1974): Західна Європа - 88,5 млн. штук (населення 398,4 млн. чіл.), Східна Європа (включаючи СРСР) - 63,5 млн. (355,7 млн. чіл.), Близький Схід (включаючи Північну Африку) - 3,5 млн. (158,9 млн. чіл.), Азія (включаючи Японію) - 30,3 млн. (2 млрд. чіл.), Австралія - 4,2 млн. (21,7 млн. чіл.), Північна Америка (включаючи США) - 106,3 млн. (231 млн. чіл.), Латинська Америка - 18,2 млн. (282,1 млн. чіл.).

В ін. соціалістичних країнах Т. є державним. В цілому їм охоплено все населення, наприклад в ПНР(Польська Народна Республіка) на 1 січня 1975 налічувалося 6,1 млн. телевізорів, ГДР(Німецька Демократична Республіка) - 4,8 млн., ЧССР(Чехословацька Соціалістична Республіка) - 3,8 млн., СФРЮ(Соціалістична Федеральна Республіка Югославія) - 2,7 млн., ВНР(Угорська Народна Республіка) - 2,2 млн., СРР(Соціалістична Республіка Румунія) - 1,9 млн., НРБ(Народна Республіка Болгарія) - 1,4 млн., на Кубі - 0,6 млн., в МНР(Монгольська Народна Республіка) - 0,003 млн. Т. двопрограмне, кольорові передачі демонструються щодня. Щотижневий об"єм мовлення складає; ПНР(Польська Народна Республіка) - 170, Куба - 130, ГДР(Німецька Демократична Республіка) - 120 СРР(Соціалістична Республіка Румунія) - 104, ЧССР(Чехословацька Соціалістична Республіка) - 100, ВНР(Угорська Народна Республіка) - 95 НРБ(Народна Республіка Болгарія) і СФРЮ(Соціалістична Федеральна Республіка Югославія) - 70, МНР(Монгольська Народна Республіка) - 30 ч. Співпраця між телеорганізаціями соціалістичних країн (обмін передачами, спільне виробництво, координація планів і ін.) здійснюється як на двосторонній основі, так і в рамках Інтербачення.

В розвинених капіталістичних країнах існує як державне, так і комерційне Т. Ведущие телеорганізації (включаючи комерційні): Си-Бі-Ес (Columbia Broadcasting System), Ен-Бі-сі (National Broadcasting Company), Ей-Бі-сі (ABC Television Network) - в США; Бі-Бі-Сі (British Broadcasting Corporation), Ай-Ті-Ві (Independent Broadcasting Authority) - у Великобританії; РАЇ (Radiotelevisione Italiana) - в Італії; Ен-Ейч-Кей (Nippon Hoso Kyokai) - в Японії; АРД (Arbeitsgemeinschaft der öffentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten der Bun-desrepublik Deutschland), ЦДФ (Zweites Deutsches Fernsehen) - у ФРН(Федеральна Республіка Німеччини). T, працює по двох і більш програмам. Щотижнева тривалість передач при багатопрограмному Т. складає в середньому 150-200 ч в добу. Т. використовується на користь правлячих монополістичних кругів для пропаганди буржуазної ідеології. Комерційне Т. (що існує на доходи від реклами і організаційно оформлене як ряд акціонерних підприємств) найбільш розвинено в США, Японії, Великобританії, Канаді. У США існує понад 700 комерційних телестанцій, велика частина яких на правах філій входить в одну з трьох загальнонаціональних програм (або мереж) - Си-Бі-Ес, Ен-Бі-сі, Ей-Бі-сі. Основні жанри комерційного Т. - комедії, детективи, вестерни, естрадні шоу; нерідкі на телеекрані низькопробні розваги, сцени насильства і жорстокості; значне місце відводиться рекламі. У 1975 в США діяло декілька тисяч кабельних систем («платні програми»), які обслуговували до 10 млн. абонентів. У програмі популярні серії телепередач, кінофільми і спортивні змагання. У 70-і рр. кабельне Т. почало розвиватися і в європейських країнах.

В країнах Т., що розвиваються, як правило, є державним. Як масовий засіб інформації, освіти і розваги Т. поступається радіомовленню. Велике значення надається учбово-освітній функції національного Т. Телепередачи йдуть в основному за однією програмою вечірньої пори. Практикуються колективні перегляди в клубах (через нестачу телевізорів).

Технічними, програмними і юридичними аспектами Т. в плані багатобічної міжнародної співпраці займаються усесвітні і регіональні організації і союзи. Розподіл хвиль знаходиться у веденні Міжнародного союзу електрозв"язку . Міжнародний обмін телепрограмами здійснюється через Інтербачення, Євробачення ; Азіатський союз радіомовлення (заснований в 1964); Африканський союз радіо- і телеорганізацій (1962); Міжамериканську радіомовну асоціацію (1946); Арабський союз електрозв"язку (1958). Обмін телепередачами за допомогою супутників йде через «Інтерспутник» (1971 міжнародна система космічного зв"язку соціалістичних країн) і «Інтелсат» (1964, об"єднує США, країни Європи і деякі ін. країни).

Літ.: Ленін Ст І., Полн. собр. соч.(вигадування), 5 видавництво, т. 52; КПРС в резолюціях і вирішеннях з"їздів, конференцій і пленумів ЦК, т. 7 (1955-1959), 8 видавництво, М., 1971; Питання ідеологічної роботи. Сб. найважливіших вирішень КПРС (1954-1961), М., 1962; Сб. найважливіших вирішень КПРС (1965-1973), 2 видавництва, М. 1973; Про партійний і радянський друк, радіомовлення і телебачення. Сб. документів і матеріалів, М., 1972; Матеріали XXV з"їзду КПРС, М., 1976; Ільін Р. Н., Образотворчі ресурси екрану, М., 1973; Юровський А. Я., Телебачення - пошуки і рішення, М., 1975; Саппак Ст С., Телебачення і ми, М., 1963; Кравченко Л. П., Таємниці блакитного екрану, М., 1974; Девіс Д., Азбука телебачення, пер.(переведення) з англ.(англійський), М., 1962.

Вот уже более полувека телевидение - это один из основных путей донесения информации одновременно многим людям, а также способ отдохнуть после рабочего дня и развлечься в выходные.

Технический прогресс движется семимильными шагами, меняются и типы вещания, и доступность телевидения для населения.

С чего начиналось телевидение

Дата, с которой начало свой отсчет советское телевидение, - это 29 апреля 1931 года, когда в эфир было передано первое телевизионное изображение.

С тех пор развитие техники не стояло на месте. Если в советское время два телевизора на семью были роскошью, а за просмотром вечерних передач по единственному телеканалу собиралась вся семья (а порой и соседи), то теперь никого не удивишь телевещанием на планшете или ноутбуке в любом месте с доступом в интернет.

Эфирное ТВ

Самое,пожалуй, основное телевидение России - эфирное. Для его распространения во всех городах установлены телевизионные вышки - ретрансляторы, усиливающие поступающий сигнал.

Благодаря массовости и централизованности этого типа вещания, основные телеканалы стали доступны жителям России даже в маленьких, отдаленных уголках страны.

Для того, чтобы принимать эфирный сигнал дома, необходимо установить себе антенну и подключить ее к телевизору. Можно также воспользоваться общей, коллективной антенной, если вы живете в многоквартирном доме.

Эфирное телевидение бывает аналоговым, но в последнее время все быстрее стало распространяться более четкое, цифровое вещание. Для того, чтобы принимать цифровое эфирное телевидение, нужно иметь телевизор со встроенной возможностью переключения сигнала с аналогового на цифровой. Если же такого нет, можно воспользоваться специальными TV-тюнерами (приставками для телевизоров).

Благодаря всеобщей распространенности эфирного ТВ, размещаемая на нем реклама помогает охватить самый широкий круг потребителей.

Кабельное телевидение

С точки зрения охвата зрительской аудитории, такое телевидение занимает нишу, противоположную эфирному. Его главная цель - не массовое вещание и доведение телепрограмм до как можно большего количества зрителей, а разнообразие и удовлетворение потребностей людей с разными интересами.

Кабельное телевидение характеризуется многообразием каналов совершенно разной тематики. Те, кто интересуется спортом, могут смотреть трансляции различных соревнований. Для семей с детьми есть специализированные детские и познавательные каналы. Существуют телеканалы, сутки напролет демонстрирующие новостные программы, фильмы, музыкальные клипы или развлекательные передачи.

Для подключения к кабельному ТВ нужно обратиться к ближайшему оператору (часто они предоставляют и услуги пользования интернетом). Если вы живете в многоквартирном доме, то наверняка есть одна или несколько компаний, которые готовы оформить для вас платную подписку и протянуть кабель до квартиры.

Спутниковое телевидение

Спутниковое телевидение - это еще один вид доведения телевещания до зрителей. Осуществляется такое телевещание при помощи многочисленных спутников, летающих на околоземной орбите.

Чтобы принимать спутниковый сигнал у себя дома, необходимо купить специальную антенну («спутниковую тарелку») и разместить ее на крыше дома или на балконе. Для жителей некоторых отдаленных районов это единственный путь, которым телевидение может добраться до них.

Охват большей части поверхности Земли спутниками достигается их определенным расположением на орбите. Они расположены вдоль экватора и движутся с такой скоростью, что наблюдателю будет казаться, будто они постоянно находятся в одной точке на небе.

В отличие от эфирного, спутниковое ТВ получает основной доход не от рекламы, а из абонентской платы подписчиков. Еще недавно приобретение было по карману далеко не каждому, однако ситуация постепенно меняется.

Онлайн-телевидение

В наш век повсеместного распространения сети интернет, онлайн-телевидение - это способ оставаться в находясь даже далеко от дома и любых помещений с телевизором.

Помимо доступности, основным плюсом интерактивного (онлайн) телевидения является гибкое управление подпиской на телеканалы, среди которых всегда можно выбрать именно те, что интересуют в данный момент.

Еще одно преимущество такого вида вещания - отсутствие привязки к времени трансляции передач. Абонент всегда может поставить интересующую программу на паузу или просмотреть позже в записи.

Как выбрать?

Есть несколько критериев, по которымможно выбрать оптимальный для себя вид телевещания.

Сейчас она есть только у кабельного и спутникового ТВ, но может появиться и у эфирного после повсеместного перехода на цифровое эфирное телевидение. Для кабельного ТВ плата постоянна и включает обычно 100 каналов (помимо основных эфирных). Цена комплекта спутникового ТВ регулируется количеством подключенных телеканалов.

Оборудование. Телевышки и антенны для приема эфирного ТВ в городах установлены повсеместно и обычно не требуют покупки отдельного оборудования. Для отдаленных районов или дачных поселков оптимальным вариантом будет покупка комплекта спутникового ТВ. Кабельное ТВ удобнее всего подключать вместе с интернетом у обслуживающего ваш дом оператора.

Прием сигнала. Для многоэтажных домов наиболее четкое изображение достигается при помощи кабелей, тогда как за городом лучше будет подключиться к спутниковой антенне. Аналоговое эфирное ТВ подойдет тем, кто привык использовать телевизор в качестве фона и не обращает внимания на качество сигнала.

Нам трудно представить свою жизнь без телевидения. Даже если мы его не смотрим, оно все равно составляет важнейшую часть нашей культуры. Между тем этому изобретению чуть более 100 лет. Телевидение, история возникновения и развития которого укладывается в такой небольшой по меркам истории период, радикально изменило наше общение, отношение к информации, наши государства и культуру.

Изобретение

История изобретения телевидения длится почти 100 лет. В отличие от радио, которое было открыто одномоментно двумя людьми в разных точках мира, телевидение - это сложное, поэтапное создание технологии. Каждая страна имеет собственную версию истории открытия телевидения, в которой делает акцент на участии своих ученых в этом процессе. Это объясняется тем, что технология создавалась целыми коллективами в виде решения отдельных технических задач. Чтобы не вдаваться в технические тонкости, назовем основных инженеров, причастных к этому событию.

У истоков стоит Уиллоуби Смит, изобретший фотоэффект в селене. Следующий этап открытия связан с именем русского ученого который запатентовал электрический способ передачи изображений. Также вклад в открытие сделали П. Нипков, Д. Бэрд, Дж. Дженкинс, И. Адамян, Л. Термен, которые независимо друг от друга в разных странах создают передатчики для трансляции изображений. Следующий виток развития технологии связан с появлением электронного телевидения. М. Дикман и Г. Глаге зарегистрировали создание трубки для передачи изображений. Но первый патент на технологию, которая и сегодня используется в телевизорах, был получен Борисом Розингом в 1907 году. Далее целая плеяда ученых работала над усовершенствованием технологии. И в 1931 году инженер В. Зворыкин создает иконоскоп, который и считают первым телевизором. На основе этого изобретения Ф. Фарнсуот создает кинескоп. Так история создания телевидения кратко и выглядит.

Принципы работы

В 1928 году с началом регулярного вещания начинается настоящая история возникновения телевидения. Улисс Санабриа впервые использовал радиоволны для передачи изображения и звука. Принцип работы телевидения заключается в особой проекции изображения на светочувствительную пластину в электронно-лучевой трубке. Долгое время история телевидения была связана с усовершенствованием этой трубки, это приводило к повышению качества картинки и к увеличению экранной поверхности. Но с появлением цифрового вещания принцип изменился, теперь кинескоп с лучевой трубкой стал не нужен. В нем используется совершенно другой способ передачи изображения. Оно кодируется и передается с помощью цифровых каналов и через системы интернета.

Виды телевидения

Долгая история развития телевидения привела к тому, что сформировались многочисленные его виды. Во-первых, оно делится на черно-белое и цветное. До 1950 года все телевизоры показывали только черно-белую картинку. Два стандарта цветного телевидения: NTSC и SECAM - действуют во всем мире до сих пор. Также телевидение можно разделить на платное и бесплатное. В каждой стране существует набор каналов, которые может смотреть любой обладатель телевизора. Но также существуют каналы, сигнал которых можно увидеть только за деньги. Формы оплаты могут быть разными, но доля такого телевидения неуклонно держится на цифре 30 % от всего рынка.

По способу передачи сигнала телевидение может делиться на:

  • эфирное, в этом случае телеприемник получает сигнал с телевизионной вышки, это самый привычный и распространенный способ вещания;
  • кабельное, в этом случае сигнал идет от передатчика по кабелю, присоединенному к телевизору;
  • спутниковое - сигнал передается со спутника и улавливается специальной антенной, которая передает изображение на специальную приставку, подключенную к телевизору;
  • интернет-телевидение, в этом случае сигнал передается через Сеть.

По способу кодирования информации телевидение делится на аналоговое и цифровое. Второе отличается более высоким качеством благодаря новейшим стандартам кодирования и передачи.

Функции телевидения

Телевидение давно уже стало важным социальным феноменом, у него есть немало значимых функций. Благодаря своему огромному охвату, доступности и убедительности, телевидение является важнейшим Именно телевидение является действенным инструментом распространения информации среди большей части населения.

Таким образом, история телевидения кратко может быть описана словом «информирование». Вторая по важности функция - это не напрасно политики и реклама так стремятся попасть в телевизор, именно этот канал позволяет убедить человека в правильности той или иной точки зрения и воздействовать на его поведение. Также телевидение выполняет культурно-просветительскую функцию. Оно транслирует и ценности, распространяет общественно одобряемые стандарты, оно передает человеку знания, формирует у него критерии оценки событий и явлений. Телевидение также способно выполнять интегративную функцию, так как может объединять людей в определенные сообщества. Как и все СМИ, телевидение выполняет воспитательную функцию: оно рассказывает о том, что есть добро и зло, задает моральные нормы и ценности. И, конечно же, телевидение выполняет развлекательную функцию, оно помогает человеку расслабиться, получить удовольствие от просмотра телепередачи.

Виды телевизионных передач

Вся история телевидения - это путь поиска новых форматов телевизионных программ. Каналы борются за зрителя и поэтому вынуждены создавать все новые разновидности. Современный телевизионный контент можно разделить на следующие виды:

  • Развлекательные передачи . Телевидение для многих людей является основным средством проведения досуга, поэтому каналы стараются предложить самые разные развлекательные передачи для различных групп зрителей.
  • Информационные передачи . История появления телевидения связана в первую очередь с необходимостью распространять информацию, и до сих пор многие люди включают телевизор для того, чтобы узнать новости и получить дополнительные сведения о явлениях и фактах.
  • Информационно-развлекательные программы . Сочетание двух важнейших функций позволяет заинтересовать большее количество зрителей, и поэтому продюсеры стараются совместить два формата в одном виде программ.
  • Образовательные передачи . Эти передачи направлены на углубление и расширение знаний по каким-либо вопросам. Они предоставляют зрителям полезную информацию, позволяют узнать что-то новое и расширить свой кругозор.
  • Социально-активизирующие передачи . Этот контент направлен на мобилизацию зрителей, вовлечение их в какую-либо общественно значимую деятельность, например, выборы.

Появление и развитие телевещания в мире

В 1928 году начала свою работу первая телевизионная станция. Улисс Санабриа впервые начал передавать изображения и звук по частотам своей радиостанции. Но начать регулярное вещание не было возможности их-за Великой депрессии. Массовая история телевидения с регулярным вещанием начинается в 1934 году в Германии. Немецкая телекомпания RRG впервые в истории вела трансляцию с Берлинской олимпиады по телеканалу. В 1936 году регулярное вещание было установлено в Великобритании. Чуть позже телекомпании возникают в США и СССР.

В 1950 году США впервые вводят новый стандарт цветного телевидения, почти мгновенно эта тенденция была подхвачена во всех развитых странах. В 1967 году Европа и СССР вводят свой стандарт цветного телевидения. Постепенно формируется телевизионная культура, нарабатывается система жанров, создаются архивы программ, появляются профессиональные тележурналисты и ведущие. Во второй половине 20-го века телевидение стало массовым, оно существовало почти в каждом доме Земли.

История развития телевидения кратко может быть описана как стремление к мировому господству. Телевидение всегда соревновалось с кинематографом, театром, массовыми зрелищами, но в итоге заняло свою нишу в современной культуре, не выиграв, но и не проиграв состязания.

Приход телевидения в Россию

История развития телевидения в России начинается с запозданием по сравнению с остальными развитыми странами. Этому помешала Вторая мировая война, которая поставила другие, более актуальные, задачи перед государством. Регулярное вещание начинается в 1931 году, когда запускается транслятор на средних волнах. Сначала его принимают лишь 30 механических телевизоров, позже русские мастера начинают изготавливать самодельные приемники. В 1933 году начинается выпуск приставок к радиоприемнику «Б-2» для приема отечественного телесигнала. В 1949 году начинается серийный выпуск отечественных телевизоров КВН. В 1951 году создается Центральное телевидение Гостелерадио СССР. В 1959 году проводятся эксперименты по запуску цветного вещания. В 1965 году СССР запускает первый спутник, который позволяет транслировать телевизионный сигнал на всю территорию страны.

Массовая история телевидения в России начинается в 1951 году, когда начинает работать центральная студия. Советская власть со всей серьезностью отнеслась к созданию телекомпании, понимая ее гигантские возможности по воздействию на умы населения страны. Поэтому к организации работы студии правительство подошло основательно, в ней открыли несколько тематических редакций: общественно-политическую, для детей и молодежи, музыкальную, литературно-драматическую. Через год появилась Ленинградская студия телевидения. Обе телестудии подчиняются Министерству культуры СССР.

До 1965 года вещание велось только в Москве и Ленинграде. Во второй половине 50-х годов появляются телевизионные студии во многих регионах, они снимали сюжеты для центральной студии. В конце 60-х годов вещание начинает распространяться на европейскую территорию, а с 1965 года - на всю страну. Постепенно появляются новые редакции: «Последние известия», «Первая программа», «Московская программа», «Образовательная программа» и т. д. Расширяется время вещания, со временем появляются новые каналы. Происходит разделение по цифрам, на первой цифре вещает Центральная студия, на второй идут местные программы. В начале 80-х годов появляются республиканские телестудии. Центральное телевидение начинает запускать несколько дублей для разных регионов.

Новое телевидение России

С перестройкой меняются подходы к работе телевидения, появляется возможность организации независимых телекомпаний. История создания телевидения нового формата начинается с возникновения телекомпании «ВИД». Ее организуют молодые журналисты В. Листьев, А. Любимов, А. Разбаш, Д. Захаров. Телекомпания начинает создавать различные продукты и продает их новым телевещательным компаниям. В 1989 году начинается акционирование существующих телестудий, появляются новые организации: «Останкино», ВГТРК, «Петербург - 5 канал». Между ними распределяются основные частоты, небольшие телекомпании начинают снимать для них различные программы. В 1996 году начинается бурный рост новых телекомпаний самого разного масштаба, от крупных, например НТВ и Рен-ТВ, до самых маленьких, городского уровня. Такое разнообразие приводит к тому, что в эфире появляется много программ самого разного вида: от политических до развлекательных. В стране растет количество телевизионных профессионалов, телевидение становится экономически выгодной сферой деятельности.

С 2006 года начинается четкое разделение на государственное и коммерческое телевидение, между которыми идет интенсивная конкурентная борьба за зрителя. Сегодня в России действует около 3200 телекомпаний, которые создают продукт для всех групп зрителей.

Коммерческое телевидение в России

История российского телевидения повторяет историю всей страны. Поэтому, когда СССР распался и возникает государство с новыми экономическими и политическими принципами, телевидение вынуждено также изменяться. Так, появляется коммерческое телевидение, которое, кроме перечисленных ранее функций, преследует цель извлечения экономической прибыли. Коммерциализация телевидения приводит к появлению рекламы, которая и является источником финансов. Также возникает сегмент платного телевидения, к которому относят кабельное, спутниковое и интернет-телевидение.

В России этот процесс идет чрезвычайно медленно, большая часть населения не готова платить за телевизионный продукт, а коммерческие каналы не могут предлагать много уникального контента, который бы составил конкуренцию бесплатному телевидению. Дополнительную сложность развитию платного телевидения принес интернет, в котором россияне бесплатно могут получить почти любую информацию. Однако можно увидеть, что постепенно жители России привыкают к таким услугам, как кабельное и спутниковое телевидение, которое за небольшую сумму приносит в дом большое количество каналов.

С большим трудом, но формируется и чисто коммерческое телевидение, которое существует только за счет продажи своего телепродукта. Таким примером является, например, независимая телекомпания «Дождь», которая существует за счет продажи подписки на свой канал и привлекает зрителей уникальными авторскими программами. История создания телевидения на платной основе на Западе имеет гораздо более успешную историю. В России, однако, пока коммерческое телевидение старается существовать за счет рекламодателей, привлекая большое количество зрителей на бесплатной основе.

Цифровое телевидение

Вся история телевидения связана с развитием технического прогресса. Он влияет на изменение технологии передачи изображения и обусловливает появление новых видов телевидения. Так, с возникновением цифровых технологий появляется и соответствующее телевидение. Существует несколько вариантов передачи цифрового сигнала: кабельное, спутниковое и эфирное. Новейшие технологии позволяют телеприемникам со специальным декодером принимать наравне с аналоговым и цифровой сигнал. Цифровая технология позволяет быстро на любые расстояния транслировать изображение высокой четкости. В зависимости от типа кодировки существует несколько мировых стандартов: европейский, японский и американский. Главные преимущества цифрового телевидения перед аналоговым заключаются в следующем:

  • уменьшение помех при передаче сигнала;
  • увеличение передаваемых программ в одном частотном диапазоне;
  • повышение качества передаваемого изображения и звука;
  • возможность интерактивного взаимодействия со зрителем, он может выбирать время просмотра, пересматривать программы, заказывать определенный контент;
  • возможность передачи дополнительной информации, кроме телевизионных программ.

Сегодня во всем мире быстро идет замена аналоговых передатчиков на цифровые. В России также принята программа замены аналогового вещания на цифровое, уже сегодня все основные каналы передают два вида сигналов, но постепенно будет уменьшаться количество аналоговых каналов. Со временем, когда все зрители заменят телеприемники в своих домах на современные, сойдет на нет.

Современные тенденции развития телевидения в мире

С телевидения меняет свой вектор. Сегодня каждая крупная телекомпания создает электронную версию канала, где можно увидеть телепередачи, оставить комментарии, сделать какие-то заявки. Телевидение меняет модель взаимодействия со зрителями, теперь каналы постоянно стремятся вовлекать зрителей в коммуникацию. И очевидно, эта тенденция будет только развиваться. Зрители уже имеют возможность оставлять комментарии, голосовать, задавать вопросы героям программ. Видимо, в скором будущем утратит актуальность сетка вещания, каждый зритель будет формировать свою сетку по запросу. Современный зритель все больше становится потребителем, и его интересы и дальше будут определять форму подачи информации на телевидении. Тенденция интеграции телевидения с электронными СМИ будет, видимо, только нарастать. Телевизор станет не только приемником телеконтента, но и многофункциональным устройством.

Перспективы развития телевидения в России

Современная телевидения движется в том же направлении, что и общемировая. В 2004 году в России впервые был осуществлен доступ к оптико-волоконному способу передачи телевизионного сигнала. Так открылась новая эра интернет-телевидения. Сегодня телекомпании испытывают сильное давление электронных СМИ, которые привлекают зрителей, особенно молодого возраста. Поэтому очевидно, что история телевидения в России будет развиваться в соперничестве и сотрудничестве с интернетом. Сегодня 99 % домохозяйств охвачены телевещанием, но намечается тренд отказа от телевизоров, особенно в молодых семьях столичного региона. Видимо, существующее многообразие телекомпаний немного снизится за счет перекочевавших в интернет, будет усиливаться специализация компаний, интенсивнее станет разделение на вещательные и производящие компании.





Телевидение - область науки, техники и культуры, связанная с передачей зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными средствами; собственно способ такой передачи. Наряду с радиовещанием телевидение - одно из наиболее массовых средств распространения информации и одно из основных средств связи, используемое в научных, организационных, технических и др. прикладных целях. Конечным звеном телевизионной передачи служит человеческий глаз, поэтому телевизионные системы строятся с учётом особенностей зрения. Реальный мир воспринимается человеком визуально в цветах, предметы - рельефными, расположенными в объёме некоторого пространства, а события в динамике, движении: следовательно, идеальная телевизионная система должна обеспечивать возможность воспроизводить эти свойства материального мира. В современном телевидении задачи передачи движения и цвета успешно решены. На стадии испытаний находятся телевизионные системы, способные воспроизводить рельефность предметов и глубину пространства.


Телевизионный приём кинескопом В телевизоре имеется электронно-лучевая с магнитным управлением, называемая кинескопом. В кинескопе электронная пушка создает электронный пучок, который фокусируется на экране, покрытом кристаллами, способными светиться под ударами быстро движущихся электронов. На пути к экрану электроны пролетают через магнитные поля двух пар катушек, расположенных снаружи трубки. Передача телевизионных сигналов в любую точку нашей страны обеспечивается с помощью ретрансляционных искусственных спутников Земли в системе «Орбита».


Антенна телевизионного приемника принимает излучаемые антенной телевизионного передатчика ультракороткие волны, модулированные сигналами передаваемого изображения. Для получения в приемнике более сильных сигналов и уменьшения различных помех, как правило, делается специальная приемная телевизионная антенна. В простейшем случае она представляет собой так называемый полуволновый вибратор, или диполь, т. е. металлический стержень длиной немного менее половины длины волны, расположенный горизонтально под прямым углом к направлению на телецентр. Принятые сигналы усиливаются, детектируются и снова усиливаются подобно тому, как это делается в обычных приемниках для приема звукового радиовещания. Особенностью телевизионного приемника, который может быть прямого усиления или супергетеродинного типа, является то, что он рассчитан на прием ультракоротких волн. Напряжение и ток сигналов изображения, полученных в результате усиления после детектора, повторяют все изменения тока, производившего модуляцию на телевизионном передатчике. Иначе говоря, сигнал изображения в приемнике точно отображает повторяющуюся 25 раз в секунду последовательную передачу отдельных элементов передаваемого объекта. Сигналы изображения воздействуют на приемную телевизионную трубку, которая является главной частью телевизора. Как происходит телевизионный прием?


Применение электронно-лучевой трубки для приема телевизионных изображений было предложено профессором Петербургского технологического института Б. Л. Розингом еще в 1907 году и обеспечило дальнейшее развитие высококачественного телевидения. Именно Борис Львович Розинг своими работами заложил основы современного телевидения.


Кинескоп Кинескоп - электронно-лучевой прибор, преобразующий электрические сигналы в световые. Основные части: 1) электронная пушка, предназначена для формирования электронного луча, в цветных кинескопах и многолучевых осциллографических трубках объединяются в электронно- оптический прожектор; 2) экран, покрытый люминофором веществом, светящимся при попадании на него пучка электронов; 3) отклоняющая система, управляет лучом таким образом, что он формирует требуемое изображение.


Исторически телевидение развивалось начиная с передачи только яркостной характеристики каждого элемента изображения. В черно-белом телевизоре яркостный сигнал на выходе передающей трубки подвергается усилению и преобразованию. Каналом связи служит радиоканал или кабельный канал. В приёмном устройстве принятые сигналы преобразуются в однолучевом кинескопе, экран которого покрыт люминофором белого свечения.


1)Электронные пушки 2)Электронные лучи 3)Фокусирующая катушка 4)Отклоняющие катушки 5)Анод 6)Маска, благодаря которой красный луч попадает на красный люминофор, и т. д. 7)Красные, зелёные и синие зёрна люминофора 8)Маска и зёрна люминофора (увеличено). Устройство цветного кинескопа


Красного синего зеленого Передача и прием цветных изображений требуют применения более сложных телевизионных систем. Вместо одной падающей трубки требуется применять три трубки, передающие сигналы трех одноцветных изображений - красного, синего и зеленого цвета. красного зелёного синего синимкраснымзелёным Экран кинескопа цветного телевизора покрыт кристаллами люминофоров трех сортов. Эти кристаллы расположены в отдельных ячейках на экране в строгом порядке. На экране цветного телевизора три пучка создают одновременно три изображения красного, зелёного, и синего цвета. Наложение этих изображений, состоящих из маленьких светящих участков, воспринимается глазом человека как многоцветное изображение со всеми оттенками цветов. Одновременно свечение кристаллов в одном месте синим, красным и зелёным цветом воспринимается глазом как белый цвет, поэтому на экране цветного телевизора можно получать и черно-белые изображения.


(ТК-1) Первый телевизор индивидуального пользования КВН-49 Телерадиола "Беларусь-5" г Цветные телевизоры «Минск» и «Радуга»


Заключение В заключении хочется сказать, что было изучено достаточно большое количество научно-популярной литературы, а так же энциклопедии и справочники. Подробно был изучен принцип радиосвязи, процессы амплитудной модуляции и детектирования. Исходя из изученного можно сделать следующие выводы: Радио в жизни человечества в XX веке сыграло огромную роль. Оно занимает важное место в хозяйстве любой страны. Благодаря изобретению радио в XX веке получили огромное развитие разнообразные средства связи. Ученые всего мира, в том числе российские и советские, продолжают совершенствовать современные средства связи. И без изобретения радио это вряд ли было бы возможно. Уже к 2014 году в нашей стране будет введено передача информации при помощи цифровой связи.


Список литературы 1. И.В.Бренев "Изобретение радио А.С.Поповым" МОСКВА "Советское радио" Б.Б.Буховцев, Г.Я.Мякишев "Физика. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений" Москва "Просвещение" е издание 3. В.С. Виргинский, В.Ф. Хотеенков "Очерки истории и науки техники гг." МОСКВА "Просвещение" Ф.М.Дягилев "Из истории физики и жизни её творцов" МОСКВА "Просвещение" О.Ф.Кабардин, А.А.Пинский "Физика 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением физики" Москва "Просвещение" е издание 6. В.П.Орехов "Колебания и волны в курсе физики средней школы" Москва "Просвещение"1977 г. 7. Попов В.И. Основы сотовой связи стандарта GSM ("Инженерная энциклопедия ТЭК"). М., "Эко-Трендз", 2005