В ячейке в2. Введение формул в ячейки Excel для расчетов данных
Наша задача - выбрать и ввести в ячейку В2 оптимальную формулу, которая задает умножение первых сомножителей. На первый взгляд кажется, что таковой является следующая формула:
А2*В1
Операцию ввода формулы нужно проделать 100 раз, чтобы заполнить все 100 ячеек области вычислений. Самым простым методом снижения трудоемкости данной операции является копирование. Результаты копирования содержимого ячейки В2 в область B2:D4 показаны на рис. 3.2.
Рис. 3.2.
Проанализировав этот рисунок, можно сделать следующий вывод: для остальных 99 ячеек метод копирования формулы умножения из ячейки В2 не подходит, поскольку ссылки на ячейки в формуле изменились таким образом, что вычисления производятся неправильно. Как выйти из этого положения, описано ниже.
Абсолютная и относительная ссылки
Ссылка на ячейку может быть относительной, абсолютной и смешанной. До сих пор мы пользовались относительными ссылками. Фактически они задают смещение ячейки, на которую производится ссылка, относительно ячейки, в которой эта ссылка указывается. По этой причине при копировании адрес ячейки, на которую производится ссылка, изменяется таким образом, чтобы смещение осталось прежним. Это очень полезное свойство, и именно благодаря ему мы имеем возможность при копировании формул избежать ручной работы. Чтобы вы лучше поняли, как работают относительные ссылки в электронных таблицах, приведем пример. Предположим, что в ячейку В2 введена такая формула:
Она указывает на ячейку, находящуюся на одну ячейку выше и левее ячейки В2 (то есть на ячейку А1). После копирования содержимого ячейки В2 в ячейку С 4 формула в ячейке С4 уже будет указывать не на ячейку А1, а на ячейку ВЗ (то есть на ячейку, расположенную на одну ячейку выше и левее С4). Таким образом, при копировании содержимого ячейки в любое место рабочего листа расположенная в ней формула будет ссылаться не на конкретную ячейку, а на ячейку, находящуюся на некотором расстоянии от ячейки с формулой. Пунктирные линии на рис. 3.3 указывают, куда переадресуется ссылка при копировании формулы из ячейки В2 в ячейки С4 и D6.
Рис. 3.3.
Изменение ссылки при копировании формулы с относительной ссылкой на ячейку А1 из ячейки B2 в ячейки С4 и D6
Если же произвести копирование этой формулы в любую ячейку строки 1 или столбца А, то в ячейке и строке формул появится следующая надпись:
ПРИМЕЧАНИЕ.
На рис. 3.3 в нижней части окна Excel находится панель Рисование, с помощью которой были нанесены стрелки.
Если вы хотите, чтобы в формуле осуществлялась ссылка на конкретную ячейку, необходимо задать абсолютную ссылку. После перемещения и копирования такой формулы ссылка на ячейку не изменяется, поскольку абсолютная ссылка задает фиксированную позицию на рабочем листе, которая находится на пересечении данного столбца и данной строки.
Это продемонстрировано на рис. 3.4, где формула с абсолютной ссылкой на ячейку А1 копируется из ячейки В2 в ячейки С4 и D6.
Рис. 3.4.
При копировании формулы с абсолютной ссылкой ссылка не изменяется
Широкие возможности предоставляют смешанные ссылки. Это ссылки с одним знаком доллара - перед именем столбца или перед номером строки. Например, если в ячейке В2 имеется формула:
то после копирования ее в любое место рабочего листа изменится лишь название столбца, а строка 1 будет присутствовать в формуле всегда. Таким образом, в данном случае мы имеем абсолютную ссылку на строку и относительную - на столбец.
Аналогично, если скопировать в другое место ячейку В2 с формулой:
то изменится только номер строки, а имя столбца останется прежним. Следовательно, здесь речь идет об абсолютной ссылке на столбец и относительной - на строку.
Приведенные ниже рисунки иллюстрируют применение в ячейке В2 абсолютной ссылки на строку (рис. 3.6) и абсолютной ссылки на столбец (рис. 3.5). При копировании данной формулы в ячейки С4 и D6 получаются разные формулы.
Рис. 3.5.
Результат копирования в ячейки С4 и D6 формулы из ячейки В2, которая включает относительную ссылку на строку и абсолютную ссылку на столбец ячейки А1
Рис. 3.6.
Результат копировании в ячейки С4 и D6 формулы из ячейки В2, которая включает абсолютную ссылку на строку и относительную ссылку на столбец ячейки А1
Изменение типа ссылки производится циклически, в результате последовательных нажатий функциональной клавиши в то время, когда курсор ввода находится в тексте ссылки. Если, например, в ячейке В2 имеется ссылка на ячейку А1. то при каждом нажатии клавиши ее вид в строке формул будет изменяться: А1 - $A$1 - A$1 - $А1 - А1 - $A$1 и т. д.
Ввод формулы со смешанной ссылкой в область вычислений
Для того чтобы быстро заполнить формулами область вычислений, в ячейку В2 необходимо ввести формулу со смешанной ссылкой:
=$А2*В$1
Эту формулу можно смело копировать в другие ячейки - вычисления в таблице будут производиться правильно. При копировании в первом компоненте формулы изменяется только номер строки (=$A2, $АЗ, $А4 и т. д.), а ссылка на столбец, в котором находятся элементы сомножителя 1, остается постоянной. Во втором компоненте, наоборот, изменяется имя столбца (=С$1, D$1, Е$1 и т. д.), а ссылка на строку, где находятся элементы сомножителя 2, остается постоянной. Для ввода формулы умножения в область вычислений таблицы воспользуемся методом заполнения ячеек одинаковыми данными. Оптимальной в этом случае является такая последовательность действий:
- Выделите диапазон ячеек В2:К11.
- Введите с клавиатуры знак "=" и нажмите клавишу , чтобы создать ссылку на ячейку А2.
- Три раза нажмите функциональную клавишу (создание абсолютной ссылки на столбец А).
- Введите знак "*" (умножить) и нажмите клавишу для создания ссылки на ячейку В1.
- Два раза нажмите функциональную клавишу (создание абсолютной ссылки на строку 1).
- Нажмите комбинацию клавиш .
Таблица умножения с формулами и результатами расчетов представлена на рис. 3.7 и 3.8.
Выполните задания:
Активизируйте ячейку В2 и введите текст «Первая таблица». Обратите внимание! Если вводимый текст не помещается по ширине столбца, он будет накладываться на соседние ячейки, если они пусты.
Активизируйте ячейку F 2 и введите текущую дату в виде 27.11.02 .
Активизируйте ячейку G 2 и введите текущее время в виде 10:32 .
Активизируйте ячейку С3 введите число 25 . Рекомендация : числа и десятичную точку набирайте на цифровой клавиатуре (индикатор Num Lock должен быть включен).
Активизируйте ячейку С4 введите число 13,6 .
Задание 4. Ввод формул
Для выполнения этого задания необходимо знать:
1. Ввод формулы начинается со знака равенства = .
2. В формулу могут входить числа, адреса ячеек и стандартные функции , соединенные знаками арифметических операций:
% процент,
^ операция возведения в степень (символ ^ набирается в латинском регистре при нажатии клавиш Shift+6 на основной клавиатуре),
умножение,
/ деление,
+ сложение,
вычитание.
При записи выражения могут использоваться круглые скобки . Например, = 2^3-(3 4+10).
3. Адреса ячеек заносятся в формулу или набором с клавиатуры в латинском регистре или щелчком мыши на нужной ячейке (второй вариант удобнее).
После окончания ввода формулы в ячейку записывается результат вычислений, а в строке формул остается формула.
Выполните задания:
Задание 4. Редактирование данных в ячейке
Для выполнения этого задания необходимо знать:
Для полной замены данных достаточно активизировать ячейку и ввести новые данные, при этом старые данные автоматически удаляются.
Для частичной замены данных существуют два способа:
1-ый способ : сделать двойной щелчок на ячейке (появится текстовый курсор) и отредактировать данные.
2-ый способ: активизировать ячейку, сделать щелчок в строке формул (появится текстовый курсор) и отредактировать данные.
Выполните задания:
В ячейке В2 измените текст на «Таблица № 1 » и нажмите клавишу Enter .
В ячейке Е5 частично измените формулу: = 25,5-С3 и нажмите клавишу Enter .
Задание 5. Ввод примечаний
П римечание - это поясняющий текст к ячейке .
Выполните задания:
Добавьте к ячейке В2 примечание (свою фамилию и имя), для этого:
активизируйте ячейку В2;
выберите пункт меню Вставка ® Примечание (в результате около ячейки появится рамка с текстовым курсором внутри);
введите нужный текст;
сделайте щелчок вне рамки (в результате в ячейке в правом верхнем углу появится красный треугольник – признак того, что к данной ячейке есть примечание).
Для просмотра примечания подведите указатель мыши к ячейке (в результате появится окошко с текстом примечания).
Отредактируйте примечание, для этого:
активизируйте ячейку В2;
выберите пункт меню Вставка ® Изменить примечание;
измените текст примечания (добавьте номер группы);
сделайте щелчок вне рамки.
Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки A2 в ячейку B3 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились. Запишите в ответе числовое значение формулы
в ячейке B3.
Демонстрационный вариант Единый государственный экзамен ЕГЭ 2017 г. – задание №7
Решение:Если знак “$” стоит перед цифрой или буквой координатов клетки, то эта цифра или буква при перемещении не меняются. При его отсутствии буква и/или цифра изменяются в соответствии с тем, куда было скопировано значение. Как мы видим, знак “$” стоит перед “2” и перед “3”, следовательно эти цифры не изменятся. Однако перед буквами знака “$” нет, следовательно буква “C” изменится на “D”, а буква “D” изменится на “E”, так как, если смотреть на изменения по горизонтали(по буквам), то мы переместили значение клетки А2 в клетку B3, т.е. сдвинули на один столбик – теперь клетка B3 принимает следующий вид: “=D2+E3”. Складываем значения этих клеток:
B3 = D2 + E3 = 70 + 5 = 75
Ответ: 75
Демонстрационный вариант Единый государственный экзамен ЕГЭ 2016 г. – задание №7 а
Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки E4 в ячейку D3 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились. Каким стало числовое значение формулы в ячейке D3?
Примечание: знак $ обозначает абсолютную адресацию.
Решение:
- Проще говоря, знак $ обозначает фиксированную величину, то есть при перемещении в другую ячейку объект, перед которым стоит знак $, не меняется.
Формула, которая записана в ячейке Е4 имеет смешанный вид, то есть при ее перемещении останутся неизменными- столбец В в первом множители и строка 3 во втором.
Нам требуется переместить формулу из ячейки Е4 в ячейку D3 (на один столбец влево и на одну строку вверх). Например, при перемещении ячейки В2 на один столбец влево и на одну строку вверх мы переходим в ячейку А1, но в нашем случае В- абсолютная величина, следовательно первый множитель нашей формулы- В1.
Аналогично поступаем со вторым множителем: перемещаем С3 на один столбец влево и на одну строку вверх, переходим в ячейку В2, 3- абсолютная величина. Следовательно, второй множитель равен В3.
Формула в ячейке D3 принимает вид: В1 * В3 = 4 * 2 = 8.
Ответ: 8
Демонстрационный вариант Единый государственный экзамен ЕГЭ 2016 г. – задание №7 б
Дан фрагмент электронной таблицы.
A | B | ||
1 | 6 | 10 | |
2 | = (A1 – 3)/(B1 – 1) | = (A1 – 3)/(С1 – 5) | = C1/(A1 – 3) |
Какое целое число должно быть записано
в ячейке A1, чтобы диаграмма, построенная
по значениям ячеек диапазона A2:С2,
соответствовала рисунку? Известно, что все
значения ячеек из рассматриваемого
диапазона неотрицательны.
Решение:
- по диаграмме определяем, что секторы А2 и В2 равны, то есть С2 = А2 + В2.
- Обозначаем значение А1 как пременную х, записываем значения ячеек второй строки:
А2= (х – 3)/(6 – 1)= (х – 3)/5
В2= (х – 3)/(10 – 5)=(х – 3)/5
С2= 10 /(х – 3)
Получаем уравнение:
Ответ: 8
При работе с электронной таблицей в ячейке ЕЗ записана формула =В2+$СЗ . Какой вид приобретет формула после того, как ячейку ЕЗ скопируют в ячейку D2?
1) =А1+$СЗ 2) =А1+$С2 3) =E2+$D2 4) =D2+$E2
Решение:=В2+$СЗ
Столбец меняется с “E” на “D”; она уменьшается на 1, поэтому “B” меняется на “A”. “C” не меняется, потому что знак “$” не допускает изменений.
=A?+$С?
Строка меняется с “3” на “2”; она уменьшается на 1, поэтому “2” становится “1”, а “3” становится “2”.
=A1+$С2
Ответ: 2
В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(A 6: C 6) равно (-2 ). Чему равно значение формулы =СУММ(A 6: D 6) , если значение ячейки D6 равно 5?
1) -1 2) -3 3) 1 4) 7
Решение:Значение формулы =СРЗНАЧ(A 6: C 6) равно (-2 ).
СУММ(A 6: D 6) = СРЗНАЧ(A6:C6) . 3 = -2 . 3 = -6
СУММ(A 6: D 6) = =СУММ(A6:C6) + D6 = -6 + 5 = -1
Ответ: 1
На рисунке приведен фрагмент электронной таблицы. Определите, чему будет равно значение, вычисленное по следующей формуле =СУММ(B1: C 4)+F2* E 4– A 3
A | B | C | D | E | F | |
1 | 1 | 3 | 4 | 8 | 2 | 0 |
2 | 4 | –5 | –2 | 1 | 5 | 5 |
3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
4 | 2 | 3 | 1 | 4 | 4 | 2 |
1) 19 2) 29 3) 31 4) 71
Решение:=СУММ(B1: C 4)+F2* E 4– A 3
=(3+4-5-2+5+5+3+1)+5*4-5 = 14 + 20 – 5 = 29
Ответ: 2
B | C | ||
69 | 5 | 10 | |
70 | 6 | 9 | =СЧЁТ(B69:C70) |
71 | =СРЗНАЧ(B69:D70) |
После перемещения содержимого ячейки B69 в ячейку D69 значение в ячейке D71 изменится по сравнению с предыдущим значением на:
1) –0,2 2) 0 3) 1,03 4) –1,3
Решение:B | C | ||
69 | 5 | 10 | |
70 | 6 | 9 | =СЧЁТ(B69:C70)=4 |
71 | =СРЗНАЧ(B69:D70)=(5+10+6+9+4)/5=6,8 |
B | C | ||
69 | 10 | 5 | |
70 | 6 | 9 | =СЧЁТ(B69:C70)=3 |
71 | =СРЗНАЧ(B69:D70)=(5+10+6+9+3)/5=6,6 |
6,6 – 6,8 = -0,2
Ответ: 1
На рисунке приведен фрагмент электронной таблицы. В ячейку B2 записали формулу =($A2*10+B$1)^2 и скопировали ее вниз на 2 строчки, в ячейки B3 и B4. Какое число появится в ячейке B4?
1) 144 2) 300 3) 900 4) 90
Решение:B2 =($A2*10+B$1)^2
B3 =($A3*10+B$1)^2
B4 =($A4*10+B$1)^2 = (3*10+0)^2 = 30^2 = 900
Ответ: 3
На рисунке приведен фрагмент электронной таблицы. Какое число появится в ячейке D1, если скопировать в нее формулу из ячейки C2?
A | B | C | D | |
1 | 1 | 2 | ||
2 | 5 | 4 | =A$2+$B$3 | |
3 | 6 | 7 | =A3+B3 |
1) 11 2) 9 3) 8 4) 6
Решение:C2 =A$2+$B$3
D1 = B$2+$B$3 = 4+7 = 11
Ответ: 1
В ячейке D5 электронной таблицы записана формула. Эту формулу скопировали в ячейку С4. В результате значение в ячейке С4 вычисляется по формуле Зх+у , где х - значение в ячейке С22, а у - значение в ячейке D22. Укажите, какая формула могла быть написана в ячейке D5.
1) =3*C22+D22 2) =3*$C22+$D22 3) =3*C$22+D$22 4) =3*D$22+$D23
Решение:Зх+у = 3*C22+D22
Столбец уменьшается на 1, строка уменьшается на 1.
1) =3*C22+D22 => =3*B21+C21
2) =3*$C22+$D22 => =3*C21+D21
3) =3*C$22+D$22 => =3*B22+C22
4) =3*D$22+$D23 => =3*C22+D22 (верно)
Ответ: 4
В ячейке E16 электронной таблицы записана формула. Эту формулу скопировали в ячейки D17 и C В соответствии с формулой, полученной в ячейке D17, значение в этой ячейке равно сумме значений в ячейках D32 и C31; в соответствии с формулой, полученной в ячейке C18, значение в этой ячейке равно сумме значений в ячейках D32 и B32. Укажите, какая формула могла быть написана в ячейке E16.
1) =$D30+D$30 2) =$D$32+D30 3) =$D$32+$D30 4) =D$32+$D30
Решение:D32 меняется, поэтому $D$32 .
2) =$D$32+D30 3) =$D$32+$D30
D меняется на С и В, поэтому pнак $ не должен быть перед D.
2) =$D$32+D30
Ответ: 2
Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки D2 в одну из ячеек диапазона E1:E4 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились, и значение формулы стало равным 24. В какую ячейку была скопирована формула? В ответе укажите только одно число – номер строки, в которой расположена ячейка.
А | В | С | D | Е | |
1 | 10 | 9 | 8 | 7 | |
2 | 9 | 8 | 7 | ||
3 | 8 | 7 | 6 | 5 | |
4 | 7 | 6 | 5 | 4 |
=C$2+$A3
Из ячейки D2 в одну из ячеек диапазона E1:E4 была скопирована формула.
=D$2+$A? = 24
D2 = C$2+$A3 = 7+8 = 15
15+$A? = 24
$A? = 24-15 = 9
“9” находится во второй строке. Это означает, что “3” ($A3 ) изменился на “2”, формула была скопирована в какую ячейку E1 .
Ответ: 1
В ячейки диапазонов C2:F6 и B3:B6 электронной таблицы записаны числа, как показано на рисунке. В ячейке A1 записали формулу =$E5 – D$3. После этого ячейку A1 скопировали в ячейку B2. Какое число будет показано в ячейке B2?
А | В | С | D | Е | F | |
1 | ||||||
2 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
4 | 2 | 2 | 4 | 6 | 8 | |
5 | 3 | 3 | 6 | 9 | 12 | |
6 | 4 | 4 | 8 | 12 | 16 |
B2 = $E6 – E$3 = 12 – 3 = 9
Ответ: 9
Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул.
После выполнения вычислений построили диаграмму по значениям диапазона A1:D1. Укажите полученную диаграмму:
Решение:A | B | C | D | |
1 | =C2-1=3-1=2 | =A1*2=2.2=4 | =C2+B1-2=3+4-2=5 | =(B1+D2)/2=(4+2)/2=3 |
2 | 3 | 2 |
Ответ: 3
Все ученики старших классов (с 9-го по 11-й) участвовали в школьной спартакиаде. По результатам соревнований каждый из них получил от 0 до 3 баллов. На диаграмме 1 показано количество по классам, а на диаграмме 2 – количество учеников, набравших баллы от 0 до 3.
Какое из этих утверждений следует из анализа обеих диаграмм?
1) Среди учеников 9 класса есть хотя бы один, набравший 2 или 3 балла.
3) Все 10-классники могли набрать ровно по 2 балла.
4) Среди набравших 3 балла нет ни одного 10-классника.
Решение:2) Все ученики, набравшие 0 баллов, могут быть 9-классниками.
Ответ: 2
На предприятии работают 100 человек. Каждый из них владеет по крайней мере одним иностранным языком. Диаграмма 1 показывает, сколько человек владеют каждым из языков (А – английский, Н – немецкий, Ф – французский). Диаграмма 2 отражает количество человек, знающих только один язык, два языка или три языка.
Определите, сколько сотрудников владеют английским и немецким, но не говорят по-французски:
1) 10 2) 20 3) 30 4) 40
Решение:10 человек, знающих только французский (Диаграмма 1)
10 человек, знающих три языка (Диаграмма 2)
20 человек, знающих два языка – владеют английским и немецким, но не говорят по-французски
Ответ: 2
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое целое число должно быть записано в ячейке C1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:С2 соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.
Решение:A | B | C | |
1 | 2 | 4 | |
2 | =B1+1=4+1=5 | =A1+2*C1=2+2*C1 | =C1+A1/2=C1+1 |
Из диаграммы мы понимаем, что есть 2 равные части, а третья часть в 2 раза больше.
C2=4+1=5
B2=2+2*4=10
Ответ: 4
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое целое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:С2 соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.
Решение:A | B | C | |
1 | 20 | x | 35 |
2 | =C1-2*B1*B1 | (B1*B1*B1-4)/A1 | =C1-8*B1 |
Из диаграммы мы понимаем, что все части являются одинаковыми.
Ответ: 4
При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Контрольная работа по теме: "Формулы и функции в Excel"
Практическую работу подготовила: Ермолаева Наталья Николаевна, учитель информатики, email: [email protected]
Контрольная работа.
Вариант 1.
1.Определить вид ссылок: А$10; $D$8; F5
2.Найти значение ячейки С2:
3.В ячейку В2 занесена формула =$A1+$B$2-B1 Какая формула получится после копирования данной в ячейку D3?
4.В электронной таблице значение формулы =СУММ (С1:С3) равно 12. Чему равно значение ячейки С4, если значение формулы =СРЗНАЧ (С1:С4) равно 5?
5.При каких значениях А2 в ячейке В6, где записана формула =ЕСЛИ (И(А2<10;А2>5);1;0), отобразится число 1?
Контрольная работа.
Вариант 2.
1.Определить вид ссылок: А3; $С7; $Е$12.
2.Найти значение ячейки С2:
3.В ячейку А1 занесена формула =A$1-$B$1-B3 Какая формула получится после копирования данной в ячейку С4?
4.В электронной таблице значение формулы =СУММ(А1:А2) равно 7. Чему равно значение ячейки А3, если значение формулы =СРЗНАЧ(А1:А3) равно 3?
5.При каких значениях В1 в ячейке С4, где записана формула =ЕСЛИ(И(B1<7;B1>=12);1;0), отобразится число 0?
Контрольная работа.
Вариант 3.
1.Определить вид ссылок: $В$5; А12; $Е4.
2.Найти значение ячейки С2:
3.В ячейку С1занесена формула =$А$1+В1-С$1 Какая формула получится после копирования данной в ячейку D5?
4.В электронной таблице значение формулы =СУММ(В1:В4) равно 13. Чему равно значение ячейки В4, если значение формулы =СРЗНАЧ(В1:В3) равно 3?
5.При каких значениях А1 в ячейке В5, где записана формула =ЕСЛИ(И(А1<=5;А1>2);1;0), отобразится число 1?
Контрольная работа.
Вариант 4.
1.Определить вид ссылок: D11; F$5; $A$1.
2.Найти значение ячейки С2:
3.В ячейку A2 занесена формула =$A2+$A$1-B1. Какая формула получится после копирования данной в ячейку F3?
4.В электронной таблице значение формулы =СУММ(D1:D3) равно 7. Чему равно значение ячейки D3, если значение формулы =СРЗНАЧ(D1:D2) равно 3?
5.При каких значениях B2 в ячейке C4, где записана формула =ЕСЛИ(И(B2<7;B2>=11);1;0), отобразится число 0?
ОТВЕТЫ:
- А$10- смешанная $D$8 - абсолютная F5- относительная
- А1=1 А2=10 В1=2 В2=12 С1=17 С2=22
- =$A2+$B$2-D2
- C1+C2+C3=12
(C1+C2+C3+C4)/4=5
- А3 - относительная; $С7- смешанная; $Е$12- абсолютная
- А1=10 А2=6 В1=4 В2=5 С1=1 С2=4
- =С$1-$B$1-D6
- A1+A2 =7
- $В$5- абсолютная; А12- относительная; $Е4- смешанная
- А1=8 А2=2 В1=4 В2=2 С1=6 С2=15
- =$А$1+C5-D$1
- В1+В2+В3+В4 =13
(В1+В2+В3)/3=3
- D11- относительная; F$5- смешанная; $A$1- абсолютная
- А1=3 А2=3 В1=1 В2=7 С1=8 С2=13
- =$A3+$A$1-G2
- D1+D2+D3 =7
Урок посвящен тому, как решать 7 задание ЕГЭ по информатике
7-я тема — «Электронные таблицы Excel»- характеризуется, как задания базового уровня сложности, время выполнения – примерно 3 минуты, максимальный балл — 1
* Некоторые изображения страницы взяты из материалов презентации К. Полякова
Типы ссылок в ячейках
Формулы, записанные в ячейках таблицы, бывают относительными , абсолютными и смешанными .
Стандартные функции Excel
В ЕГЭ встречаются в формулах следующие стандартные функции:
- СЧЕТ — количество непустых ячеек,
- СУММ — сумма,
- СРЗНАЧ — среднее значение,
- МИН — минимальное значение,
- МАКС — максимальное значение
В качестве параметра функции везде указывается диапазон ячеек: МИН(А2:А240)
Построение диаграмм
Решение заданий ЕГЭ по информатике
Рассмотрим, как решается задание 7 ЕГЭ по информатике.
Анализ диаграмм
7_1:
Какая из диаграмм правильно отражает соотношение общего количества участников (из всех трех регионов) по каждому из предметов тестирования?
✍ Решение:
- столбчатая диаграмма позволяет определить числовые значения. Так, например, в Татарстане по биологии количество участников 400 и т.п. Найдем с помощью нее общее количество участников со всех регионов по каждому предмету. Для этого посчитаем значения абсолютно всех столбцов в диаграмме:
Результат: 1
Предлагаем посмотреть подробный разбор данного 7 задания на видео:
7_2:
На диаграмме отображено количество участников тестирования по предметам в разных регионах России.
Какая из диаграмм правильно отражает соотношение количества участников тестирования по истории в регионах?
✍ Решение:
Результат: 2
Подробный разбор задания смотрите на видео:
Копирование формул
7_3: ЕГЭ по информатике 2016, «Типовые тестовые задания по информатике», Крылова С.С., Чуркиной Т.Е. Вариант 2.:
Дан фрагмент электронной таблицы.
Из ячейки A3
в ячейку С2
С2
?
✍ Решение:
Результат: 180
Разбор данного 7 задания смотрите на видео:
7_4: ЕГЭ по информатике 2017, «Типовые тестовые задания по информатике», Крылова С.С., Чуркиной Т.Е. Вариант 5:
A3
в ячейку E2
была скопирована формула. При копировании адреса ячеек автоматически изменились.
Каким стало числовое значение формулы в ячейке E2
?
✍ Решение:
- Рассмотрим формулу в ячейке A3 : = $E$1*A2 . Знак доллара означает абсолютную адресацию: при копировании формулы буква или цифра, стоящая рядом с долларом, не изменится. То есть в нашем случае сомножитель $E$1 так и останется в формуле при копировании.
- Поскольку копирование осуществляется в ячейку E2 , необходимо посчитать на сколько столбцов вправо переместится формула: на 5 столбцов (от A до E ). Соответственно, и в сомножителе A2 буква A заменится на E .
- Теперь посчитаем на сколько строк вверх сместится при копировании формула: на одну (c A3 на E2 ). Соответственно и в сомножителе A2 цифра 2 заменится на 1 .
- Получим формулу и посчитаем результат: =$E$1*E1 = 1
Результат: 1
7_5: 7 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:
Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки B3
в ячейку A4
была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились.
Каким стало числовое значение формулы в ячейке A4
?
Примечание: знак $ обозначает абсолютную адресацию.
✍ Решение задания 7:
- Знак доллара $ означает абсолютную адресацию:
- $ перед буквой означает фиксацию столбца: т.е. при копировании формулы название столбца меняться не будет;
- $ перед цифрой означает фиксацию строки: при копировании формулы название строки меняться не будет.
- В нашем случае меняться не будут выделенные буквы и цифры: = $C 2 + D$3
- Копирование же формулы на один столбец влево, означает, что буква D (в D$3) должна поменяться на предшествующую ей C . При копировании формулы вниз на одну строку, значение 2 (в $C2) меняется на 3 .
- Получаем формулу:
Результат: 600
Подробное решение данного 7 задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:
Какая формула была записана
7_6: 7 задание ЕГЭ. Задание 6 ГВЭ 11 класс 2018 год (ФИПИ)
Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу значений формулы 5х–3у
для значений х
и у
от 2
до 5
. Для этого сначала в диапазонах В1:Е1
и А2:А5
он записал числа от 2
до 5
. Затем в ячейку В2
записал формулу (А2 – значение х; В1 – значение у), после чего скопировал её во все ячейки диапазона B2:E5
. В итоге получил таблицу, представленную ниже.
Какая формула была записана в ячейке В2
?
Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
Варианты:
1)=5*$A$2–3*$B$1
2)=5*$A2–3*B$1
3)=5*A$2–3*$B1
4)=5*A2–3*$B$1
✍ Решение:
- Мысленно представим копирование ячейки с формулой отдельно по горизонтали и по вертикали.
- В формуле ссылка на столбец А не должна менять букву при копировании, значит, перед ней необходимо поставить знак $ :
По горизонтали:
По вертикали:
Результат: 2
Значение формулы СУММ или СРЗНАЧ
7_7: ЕГЭ по информатике задание 7 (пример задания P-00, Поляков К.)
За
Как изменится значение ячейки C3
, если после ввода формул переместить содержимое ячейки B2
в B3
?
(«+1»
означает увеличение на 1
, «-1»
означает уменьшение на 1
):
Варианты:
1) -2
2) -1
3) 0
4) +1
✍ Решение:
-
Проанализируем данные электронной таблицы до перемещения:
- В ячейке C2 будет находиться число 4 , так как функция СЧЁТ подсчитывает количество непустых ячеек указанного диапазона.
- В ячейке С3 будет находиться число 3 :
Теперь посмотрим, что произойдет после перемещения:
(нужно не забывать, что функция СРЗНАЧ не учитывает пустые ячейки, поэтому ячейка B2 не учтена).
Результат: 2
Подробное решение задания на видео:
7_8:
В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(С2:С5) равно 3 .
Чему равно значение формулы =СУММ(С2:С4) , если значение ячейки С5
равно 5
?
✍ Решение:
- Функция СРЗНАЧ предназначена для вычисления среднего арифметического значения указанного диапазона ячеек. Т.е. в нашем случае среднее значение ячеек C2, C3, C4, C5.
- Результат функции =СРЗНАЧ(С2:С5) задан по условию, подставим его в формулу:
Результат: 7
Подробное решение смотрите на видео:
Какое число должно быть записано в ячейке
7_9: ЕГЭ по информатике 2017 задание ФИПИ вариант 7 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):
Дан фрагмент электронной таблицы:
А1
, чтобы диаграмма, построенная по значениям ячеек А2:С2
, соответствовала рисунку?
Известно, что все значения ячеек из рассматриваемого диапазона неотрицательны.
✍ Решение:
- Имеем круговую диаграмму, которая отображает доли отдельных составляющих в общей сумме. По изображению диаграммы можно судить о том, что, скорее всего, значения во всех ячейках формулы должны быть равны (секторы диаграммы визуально равны).
- A1 -> x :
Результат: 5
Для более детального разбора предлагаем посмотреть видео решения данного 7 задания ЕГЭ по информатике:
Рассмотрим еще один пример решения 7 задания ЕГЭ по информатике:
7_10: ЕГЭ по информатике 2017 задание 7 ФИПИ вариант 15 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое целое число должно быть записано в ячейке C1
, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:С2
соответствовала рисунку?
Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.
✍ Решение:
- Круговая диаграмма отображает доли отдельных частей в общей сумме. В нашем случае в диаграмме отражаются результаты вычисления формул в ячейках А2:С2
- По диаграмме можно судить о том, что, скорее всего, полученные значения в формулах во всех ячейках должны быть равны (секторы диаграммы визуально равны).
- Получим выражения из формул ячеек, подставив вместо С1 -> x :