Игры на автоматизацию звука рь. Постановка и автоматизация звука рь

Произносить слоги со звуком рь
Звук рь произносится раскатисто
арь - орь - урь
арь - орь - ырь
ёрь - ырь - ирь
юрь - урь - ерь
ря - ре - рё
рю - ря - ри

Произносить слова
Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь, календарь, пекарь, токарь.
Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.
Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик.
Боря, Варя, буря, варят, парят, рябина.
Рис, горит, дарить, говорить, перниа, турис, пузыри, сухари, пескари, фонари.
Двери, звери, шарик, варит, курица, пекари, рисунок, комарик, топорик, фонарик.
Речь, репа, орехб рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец, сирень, варенье, деревня.
Орел, берет, ларек, зверек, береза, веревка, сережки, черемуха.
Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка.
Верю, жарю, спорю, токарю, бирюза, рюкзак.
Крюк, трюк, брюки, трбюмо, крючок, Андрюша.
Прямо, зря, пряжа, грудяка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, хрящик, прятать, крякать.
Крик, грива, гриб, криво, гриша, пристань, привет, природа, привыкать, трикотаж.
Крем, время, гречка, кресло, крепкий, пресный.

Произносить предложения
У Бори фонарик.
Варя режет редску.
У Ларисы отец - токарь.
Ваня потерял букварь.
Эта дверь скрипит.
Римма варит варенье.
Мама принесет грецикие орехи.
У Риты варежки дырявые.
За рядом ряд идет отряд.
На берегу реки пристань.
На реке ныряют и загорают ребята.
Во дворе ребята играют в прятки.
Мы Борису подарим снегиря.
В мае цветут сирень и черемиуха.
Рядом с деревней рисовые поля.
На грядке растет репа, редька и редиска.
У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики.

Произносить тексты

Посмотрите на Иринку: ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандарику - бросит корочки в корзинку.

Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.
А на дереве ерши строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход и поехал в огород.
В огороде-то на грядке вырастают шоколадки.

Кормушка для птиц
Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.
Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.
Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

Ребенок должен повторять слоги, слова, предложения за взрослым четко и правильно проговаривая звук Р. Работать желательно перед зеркалом, не более 15 минут.

Автоматизация звука Р.

1. Закрепление зв. «р» в словах с прямым слогом, игра «Телефон»: рак, рама, радуга, рана, ракета, роза, рота, ромашка, рот, ручка, руки, рубашка, рукав, ручей, рубанок, рыба, рыбак, рыжик, рысь.

2. ар, ор, ур, ыр, ир, ор, ир, яр, яр, ыр, ир, яр, яр, ир, ар, ор, яр, ыр, ур, эр, ар, ор, ир.

3. Отраженное проговаривание слов с обратным слогом: вар, дар, бар, пар, шар, базар, загар, повар, Макар, бор, сор, вор, хор, двор, мухомор, топор, помидор, забор, норка, коркаорден, зоркий, дозор, нора, бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, Мурка, дежурный, чурка, дырка, сыр, фыркать, ярко, ярче, доярка, актер, боксвер, монтер, шофер, костер, пятерка…юрта, Юрий, верба, герб, серп, ферма, шерсть, первый, термос, пионер, милиционер, парикмахер, кондитер, мир, пир, тир, жир, кефир, командир, пассажир, кирпич, Ира, Ирма, вирус, мираж…

4. Дополни стихи:

Носорог бодает рогом, не шутите с (носорогом).

Панцирь носит черепаха, прячет голову от (страха).

Роет землю старый крот, разрывает (огород).

Не хотел котенок мыться, опрокинул он (корытце).

5. Отгадывание и заучивание загадок:

Сам, алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.(топор)

Красная девица сидит в темнице, а коса на улицк. (морковь)

6. Игра на внимание «Цепочка»

Дар-дар-кар; шар-вар-бар; комар-Макар-товар; хор- бор- сор- мор; горка- корка- норка-порка; Мурка-чурка-шкурка-бурка; ковер-монтер-костер; мир-тир-пир.

7. Игра «Закончи слово» Обратить внимание детей на позицию зв.»р» в словах (в начале слова, в конце слова):

Взрослый ребенок

Ра рак, радуга, рана…

РО роза, рота, рога…

РУ ручка, рука, рулон…

РЫ рысь, рыба, рынок…

АР комар, санитар, Макар…

ОР хор, мор, сор,…

УР шнур, бур, Тимур.

8. Отраженное проговаривание слогов со стечениями согласных:

БРА – БРО – БРУ – БРЫ – БРЭ; ВРА – ВРО – ВРУ – ВРЫ - ВРЭ; ГРА - ГРОР – ГРУ – ГРЫ – ГРЭ; ЗРА – ЗРО – ЗРУ – ЗРЫ – ЗРЭ; ПРА – ПРО – ПРУ – ПРЫ – ПРЭ; ФРА – ФРО – ФРУ – ФРЫ – ФРЭ; КРА – КРО – КРУ – КРЫ – КРЭ; ДРА – ДРО – ДРУ – ДРЫ – ДРЭ; ТРА – ТРО – ТРУ – ТРЫ – ТРЭ.

9. Произнесение слов со стечениями согласных отраженно:

Браво, брак, враг, град, грач, гранит, грамота, граната, кран, граница, графин, край, краб, красный, краска, крапива, правда, красавица направо, цифра, хранить, храпеть, брови, брошка, бросил, вроде бы, гром, грохот, громко, кровь, крот, срок, крошка, кросс, пробка, провод, простыня, Фрося, фронт, группа, брусника, груша, груз, груда, грубый, грудь, грузди, круг, Крым, кружка, крупа, кругом, крутой, крупный, пруд, прутик, пружина, срубить, фрукты, брынза, брызги, грызуны, крыса, крышка, закрыть, прыгать, прыжок…

10. Отгадать загадки, заучить текст загадок.

11. Придумывание стихов, подбор детьми похожих по звучанию слов к слогам, произносимых врослым:

КРЫ – КРУ – КРА - … (идет игра, спать пора, высокая гора, вкусная икра).

БРА – БРО – БРЫ - … (возьму ведро, едем в метро, …).

ТРА - ТРЫ – ТРО - … (пьем ситро, у нас патрон, ….).

12. Проговаривание трудных слов (с двумя буквами «Р»): простор, разгар, разговор, квартира, мрамор, маршрут, кругозор, проверка, развернуть, разорвать, проворный, простор.

13. Отгадать загадку и выучить наизусть:

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят (месяцы).

14. Отраженное проговаривание и пересказ по цепочке:

Рассказ «Утро»

Федор встает с первыми петухами. Быстро одевается. Надо идти на стройку. В термосе есть чай. Но Федор его утром не пьет. Он достает кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку и выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

15. Игра «Если бы мы были художниками». Подбор слов со звуком «Р» к темам:

Нарисуем: огород (горох, помидоры, укроп, петрушка, морковка, ….)

Пруд, озеро, рыбы (карп, караси, ерши, верхоплавки, сорожки, …);

Утром Маша проснулась рано, собиралась в детский сад. В саду – завтракала, играла в песке, прыгала со скалкой, кружилась на карусели, собирала в корзину листья, убирала в группе игрушки. Была дежурной, накрывала столы к обеду, кормила рыбок…

16. Проговаривание чистоговорок:

Тара-тара-тара-та, у крыльца растет трава.

Тара-тара-тара-ра, ушли кони со двора.

Тара-тара-тара-ра, кака из каждого двора выезжают трактора.

Тара-тара-тара-ра, заплясала мошкара.

17. Заучивание и отработка скороговорок:

Прыгают на языке скороговорки, будто караси на сковородке.

Рассказать вам про покупки?

Про какие, про покупки?

Про покупки, про покупки, про крупу, да про подкрупки!

Отраженное проговаривание и пересказ ребенком самостоятельно сказки Л. Н. Толстого «Ворона и рак».

Текст : Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда ему грозит. Задумался, как ворону заставить рот раскрыть. Хитрый рак хвалит родителей вороны: « - Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!». Ворона отвечает: - У – гу!, - а рта не раскрывает. Рак продолжает: - «Помню твоих братьев и сестер. Хорошие были птицы!» - Угу!, - второй раз отвечает ворона, а рта не раскрывает. Тогда рак стал говорить про ворону: - Хорошие они все были, а все не такие как ты. Ты лучше их! - А – га! – обрадовалась ворона и раскрыла клюв. Рак упал в озеро.

В названиях, каких овощей есть звук «Р»? (горох, укроп, петрушка, картофель, арбуз).

Фрукты: персик, груша, виноград, гранат, хурма.

Ягоды: красная смородина, черная смородина, крыжовник, черника, брусника, виктория.

Грибы: сыроежки, грузди, рыжики, мухомор, боровик, подберезовик.

Профессии: артист, рабочий, тракторист, шофер, врач, инженер, кондуктор, слесарь, шахтер, металлург, монтер, парикмахер, радист, балерина, повар, конструктор, бухгалтер, дворник.

Транспорт: трамвай, метро, троллейбус, грузовик, автокран…

Ответь одним словом: Кто чирикает? Кто кричит: «Кар, Кар»? Кто играет в театре? За что дают премию? Что хранится в картинной галереи?

Заучивание пословицы :

Дружба и братство дороже всякого богатство.

Тот герой, кто за Родину горой.

Враг боек, да наш народ стоек.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

На чужой сторонушке рад одной воронушке.

Дополнение рассказа:

«Сороконожка» Жила-была (сороконожка). У нее было сорок (ножек). Один раз собралась (сороконожка) в гости. Выглянула в окошко. А на улице (дождик). Стала (сороконожка) надевать калоши. Когда все сорок (ножек) обула, дождь уже кончился. Стала сороконожка снимать галоши, когда все сняла пошел снег. Наступила зима. Стала (сороконожка) обувать валенки. Пока надела (сорок валенок), зима прошла. С тех пор ходит (сороконожка) босиком.

Проговаривание скороговорок. Заучивание наизусть.

Из-за леса из-за гор едет дедушка Егор.

Проворонила ворона вороненка.

Курочка шустра, пестра, уточка с песка плоска.

Дала мама Ромаше сыворотку из под простокваши.

Отгадывание загадок:

Два братца пошли в воду купаться (ведра).

Серый, усатый, морковку грызет, да не в лесу живет (кролик).

Черный, проворный, кричит «Крак», червякам враг (грач).

Игра «Если бы мы были художниками» - нарисуем зоопарк:

Какие животные и птицы в названиях которых есть зв. «р» живут в нашем зоопарке? (зебра, крокодил, кролик, горный баран, тигр, рысь, мартышки..)

Инсценировка диалога в лиц ах:

Воробей, чего ты ждешь? Крошек хлебных не клюешь?

Я давно заметил крошки, да боюсь сердитой кошки.

Козочка, где горох растут?

Не знаю.

А откуда у тебя стручки на рогах?

Кисонька Мурысонька, ты где была?

На мельнице?

Что там делала?

Муку молола?

Из муки что делала?

Печенье пекла.

С кем ела?

Не ешь одна, не ешь одна.

Отраженное проговаривание и пересказ текста:

«Тигр». Изо всех животных самое дерзкое – тигр. Шкура у него рыжая, пестрая. Оттого и не видно его в рыжей густой траве. Лежит он в траве, а как завидит добычу, прыгает и одним ударом сшибает быка с ног. Все тигра боятся. И человеку тигр опасен. Есть тигры, которых зовут людоедами. Охотники рассказывали, что это старые тигры. Им уже не догнать быстрого оленя. Вот они и караулят дикого путника. А на это у них хитрости хватает.

Рассказ «Что вкуснее?»

«Во время обеда продукты поспорили: кто из них вкуснее. Котлета сказала:

Я вкуснее всех, потому, что из мяса.

Суп сказал:

Я вкуснее всех, потому что я из курицы.

А салат им в ответ:

Я вкуснее всех, потому что я из овощей.

Я вкуснее всех, потому что я из фруктов, - возразил компот.

Я вкуснее всех, потому что я из творога, - вмешался в спор пирог.

Я вкуснее всех, потому что я из рыбы, - крикнула запеканка.

Пюре сказало:

Я вкуснее всех, потому что из яблок.

Квас закричал:

Я вкуснее всех, потому что я хлебный.

Кисель не согласился:

Нет, я вкуснее всех, потому что я из малины.

А каша ему:

Я вкуснее всех, потому что я молочная.

Таня услышала спор продуктов и сказала:

Не спорьте, вы все очень вкусные. Я вас всех скушаю с удовольствием».

Задания к тексту:

Выделить из текста слова со зв. «Р» (продукты, фрукты, творог, пирог, рыба)

Автоматизация звука РЬ.

Отраженное проговаривание слогов: ри, ре, ря, рю, ре, ря.

Игра «Закончи слово»: Ва- ря, зве – ри, Бо-ря, за-ря, ги-ри, гово-ри, отво-ри, мо-реи т.д.

Автоматизация зв.»РЬ» в словах: (отраженное проговаривание): Рита, Рига, рис, рисунок, фонари, пузыри, порядок, наряд, снаряд,

Марина, Ирина, двери, гири, звери, старик, редька. Репа, речка, ряд, ремень, рядом, моряк, моря и т.д.

Игра «Кто самый внимательный» - повторить цепочку слогов:

Ря-ри-ре; ря-ри-ри; ре-ри-ря; ре-ря-ри; аря-оря-уря; арии-юри-ери.

Дополни стихи за логопедом .

Ходит по лесу хрюкающий маленький (зверек).

Где обедал воробей, в зоопарке у(зверей).

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его (скворец).

Все привыкли мы к порядку, утром делаем (зарядку).

Посмотрите на Иринку, ест Иринка (мандаринку).

Введение в обратный слог. Проговаривание:

А-рь, о-рь, у-рь, ы-рь, и-рь, я-рь, е-рь, а-рь-ы-рь, урь-ырь, урь-ярь. Урь-ирь, ерь- ирь, ирь-ярь, ирь-орь.

Проговаривание зв. «РЬ» в прямых и обратных слогах:

ря-арь, арь-ря, ре-орь, орь-ре, урь-рю, рю-урь, ирь-ри, ирь-ри.

Самостоятельное проговаривание слов со зв. «РЬ» в прямых и обратных слогах игра «Домино» на зв. «РЬ» .

Отраженное или самостоятельное проговаривание предложений:

Ирина моет дверь.

У дома горит фонарь.

Марина примеряет кофту.

Сибирь – богатый край.

У Бориса модный ремень.

Хорек несет курицу.

Рита моет репу и редис.

Дополнить предложение с помощью картинок или самостоятельно составить предложение с заданным словом.

Боря нарезал огурец на (тарелку).

На заборе сидит (курица).

У реки корявое (бревно).

Ребята во дворе привязали (веревку).

Андрей читает свой (букварь).

Отгадывание загадок, заучивание текстов:

Утка в море, хвост на заборе (поварешка).

Из горячего колодца через нос водица льется (чайник).

Заучивание считалок:

У Марины мандарины, мандаринов было пять. Мандаринов было пять, ребятишек двадцать пять. Пришла к Марине Олечка- А ты дели по долечкам!

Игра соревнование «Кто больше? Придумать слова со зв. «РЬ» За каждое правильно подобранное слово ребенок получает фишку.

Итог.

1. Проговаривание: третий, трибуна, древний, треск, Гришка, дремать, тревога, трюм, Андрей, треска, тряпка, кудри, …

2. Автоматизация а слогах типа: ПРЕ – БРЕ: премия, прятки, предмет, прятать, прекрасно, бревно, бредит, прежде, природа, бригада, привычка, бритва, приказ, брить, прическа, бригадир, пряник, брюква, прямо, брюки. Марина покупает пряники. Ирина прекрасно рисует. У Бориса новые брюки. Ире поставили компресс. Ребята играют в прятки.

3. Автоматизация в слогах типа: КРЕ - ГРЕ: крем, гребень, крепко, греть, крик, гречка, крикнуть, грива, криво, гриб, крюк, крючок, Гриша, грядка, крякали, грязь. На берегу реки крякают утки. Григорий копает грядки. У рыбака на крючке карп. У Марины в тетради кривые буквы. У петуха красивый гребешок.

4. Дополнить стихи: Красные щечки, пестрые платочки. Хлопают в ладошки веселые (матрешки). И сейчас же щетки – щетки затрещали как (трещотки).

5. Заучивание скороговорок:

В аквариуме у Харитона 4 рака и 3 тритона.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

Три дерева, три тетерева.

За деревней, за поселком пела, пела перепелка.

Перепел прилетел, перепелку перепел.

6. Развитие фонематического восприятия. Выделить на слух из текста и назвать слова со звуком «РЬ»; отгадать загадку и заучить наизусть:

В деревянном домике маленькие гномики. Уж такие добряки – всем подарят огоньки (спички).

Стук и бряк, бряк и стук, трюки, трюки, трюки, трюк.

7. Пересчитывание предметов: один гриб, два гриба, …, пять грибов (орехов, редисок, матрешек, снегирей, пряников, стрекоз, берез, …).

8. Игра: «Кто больше?» (Имена): Андрей, Марина, Рита, Ирина, Дарья, Борис, Сережа, Валерий, Варвара, Юрий, Кирилл, Григорий, Римма, Лариса, Марья.

9. Игра «Домино» на «РЬ».

10. А) Самостоятельное составление предложений по картинкам: Борис принес грибы в ведерке. Марина покупает пряники. Ребята играют в прятки на берегу реки. Гриша поймал стрекозу. На грядке растет редька и редиска. Сережа примеряет рубашку.

Б) Отгадать загадки, выучить:

Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце (поросенок).

Кто без бревен через реки моты кладет? (мороз).

Полюбуйся, посмотри – Полюс Северный внутри! Там холодный снег и лед, там сама зима живет (холодильник).

Блещет в речке чистой спинкой серебристой (рыбка).

В) Проговаривание и пересказ рассказа «Товарищ»

У Бори два товарища: Сережа и Гриша. Ребята учатся в третьем классе. Как то Боря не решил пример. Пришел он в школу и говорит товарищам: - Помогите мне, пожалуйста! Гриша говорит Боре: «- Спиши пример у меня, я решил правильно». А Сережа говорит: «- Не списывай, Боря. Я тебе объясню и ты решишь пример сам!».

Заучивание считалок:

Шел по берегу петух. Поскользнулся в речку бух! Будет знать петух, что впредь, надо под ноги смотреть!

Две сестрички, две кукушки повстречались на опушке. Сели рядом на суку и кричат ку – ку, ку – ку!

Мимо речек, мимо сел, шел и трех овечек вел. Вел из леса трех овечек, один серенький козел.

Скороговорки: Марина грибы мариновала, Марина орехи перебирала. Лень, отвори дверь, а то сгоришь! Хоть сгорю, но не отворю.

Работа над деформированным текстом.

«Мыльные пузыри». Взяли соломинки, и стали пускать пузыри. Сначала решили, налит воду в таз. Борис и Варя захотели пускать мыльные пузыри. Потом положили мыло и перемешали.

Чтение логопедом рассказа по отдельным предложениям. Отраженное проговаривание по предложениям. Восстановление текста (цепочкой) по одному предложению. Пересказ пологостью одним из детей, остальные следят за произношением зв. «РЬ».

Заучивание «дразнилок» И. Демьянова: Наша утка крякала, а Сережка якола: - Я сумею, я смогу, я быстрее пробегу! Отдохни немножко, яколка Сережка.

Исправить предложения: Коза принесла сено девочке. Мальчик потерял библиотеку и книги. Мяч ударил мальчика и разбил стекло.

Внимательно выслушать, ответить на вопрос: Петю встречал Миша. Кто приехал? Охотник шел за собакой. Кто шел впереди? Лента уже пояса. Что шире?

Отраженное проговаривание и пересказ рассказа «Приключения Сережи». Было лето. Сережа шел по берегу речки. Неожиданно из-за куста вылетела утка. Сережа подошел к кусту. Оттуда выбежали маленькие утята, они бежали к матери, а она сидела у воды и кричала. Утята еще не умели летать. Сережа смотрел, что будет дальше. Утка спустилась в речку и поплыла. Она все кричала и звала утят. Они вошли в воду и быстро поплыли за матерью.

Рассказ «Гриша». Аналогичная работа. Пришел однажды Гриша из леса и принес ежа. Кошка Варька – цап ежа лапой! А еж спрятал голову и выставил остренькие колючки. Уколола Варька лапку. Обиделась, спряталась в угол. Сидит Варька в углу, лижет лапу, а на ежа и не смотрит. Вспоинить и назвать слова со зв. «РЬ», встретившиеся в рассказах (берег реки, кричала, смотрел, быстренько, за матерью, пришел, принес, Варька, спрятал, остренький, …).

Автоматизация звука "Р" с помощью чистоговорок и стихов

Опыт работы учителя - логопеда ДОУ. Речевой материал для автоматизации звука "Р".

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: автоматизация звука "Р" в речи ребенка.

Задачи:
1. Выработать правильное произношение звука "Р" в речи с помощью стихотворений и чистоговорок.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мою копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звука "Р", которые используются мною в логопедической работе с детьми. Эти чистоговорки можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие по звукопроизношению. Дети с большим интересом и удовольствием проговаривают эти стишки, заучивают их. А потом мы с ними на данном материале устраиваем конкурс "Чтецов". Победитель тот, кто расскажет стихотворение и правильно произнесет все звуки. Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.Автоматизация твердого звука "Р"
Эти чистоговорки мною используются на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Р" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Едем на метро", ребенок - "Ро-ро-ро"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки мною используются, когда идет автоматизация звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "РА", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.
Вот некоторые из них.

Ра-ра-ра - ровная гора.
Ро-ро-ро - едем на метро.
Ру-ру-ру - красим конуру.
ры-ры-ры - в парке комары.
Ру-ру-ру - я морковь натру.
Ры-ры-ры - топоры остры.
Ра-ра-ра - со двора пора.
Ру-ру-ру - я гармонь беру.
Ра-ра-ра - веселая игра.
Ра-ра-ра - апельсина кожура.
Ры-ры-ры - новые ковры.
Ро-ро-ро - в магазине есть ситро.
Ар-ар-ар - красный самовар.
Ор-ор-ор - убираю двор.
Ор-ор-ор - забирай топор.
Ур-ур-ур - мы накормим кур.
Ир-ир-ир - весь народ за мир.
Ар-ара-ар - это слово шар.
Ир-ир-ир - Ира пьет кефир.
Ара-ара-ара - вот идет Тамара.
Ора-ора-ора - Рома у забора.
Дор-дор-дор - красный помидор.
Мар-мар-мар - назову комар.
Вёр-вёр-вёр - в комнате ковёр.
Бор-бор-бор - назову забор.
Мор-мор-мор - красный мухомор.
Рона-рона-рона - черная ворона.
Руза-руза-руза - в поле кукуруза.
Рога-рога-рога - ровная дорога.
Рох-рох-рох - назову горох.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений
КРОТ
Ра-ра-ра - роет крот нору с утра.
Ро-ро-ро - у крота свое метро.
Ру-ру-ру - любит крот свою нору.
Ры-ры-ры - крот пророет 2 норы.

ИГРА
Ра-ра-ра - вот хорошая игра.
Ру-ру-ру - поиграем мы в игру.
Ро-ро-ро - поиграли, пьем ситро.
Ры-ры-ры - трудно детям без игры.

НОРА
Ра-ра-ра - вот высокая гора.
Ру-ру-ру- вижу чью-то я нору.
Ро-ро-ро - тут оставлено перо.
Ры-ры-ры - кто хозяин у норы?

МАКАР
Ар-ар-ар - на базар пошел Макар.
Ор-ор-ор - он купил себе топор.
Ыр-ыр-ыр - для хозяйки вкусный сыр.
Ёр-ёр-ёр - дочке красочный ковер.
Ир-ир-ир - а для бабушки - кефир.

КОТ МУР-МУР
Ур-ур-ур - у меня есть кот Мур-мур.
Ыр-ыр-ыр - со стола украли сыр.
Ры-ры-ры - не едят коты сыры.
Ор-ор-ор - вороны сели на забор.
Ыр-ыр-ыр - у вороны в клюве сыр.
Рал-рал-рал - вот кто сыр украл.
Ур-ур-ур - прогони ворон Мур-мур.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Р". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

На праздничной рубашке
Розы и ромашки.

Короед грызет кору,
Прогрызает он дыру.

Спит сурок в просторной норке,
У сурка нора на горке.

Рубят дрова
Дровосеки с утра.

Расскажи скороговорку
Про Петра и про Егорку.
Пётр карабкается в гору,
В гости Пётр спешит к Егору.

Жует поросенок
Морковку спросонок.
Барашек баранку
Грызет спозаранку.

Кормит Шурочка
Просом курочку.
Кормит пеструшку
Просом из кружки.

Раскрываю я коробки:
Тут - шурупы, тут отвертки.
Я шурупы закручу
И братишку научу.

Автоматизация мягкого звука "Р"

Работа над автоматизацией мягкого звука "Р" ведется в такой же последовательности, что и с твердым звуком. Поэтому предлагаю вам только речевой материал.
Ря-ря-ря - мы поедем за моря.
Ри-ри-ри - горели фонари.
Рю-рю-рю - я вам правду говорю.
Ре-ре-ре - мы проснулись на заре.
Ря-ря-ря - мы работали не зря.
Рю-рю-рю - репу я варю.
Ря-ря-ря - реки и моря.
Ре-ре-ре - терем на горе.
Арь-арь-арь - под рябиною глухарь.
Орь-орь-орь - на хоря напала хворь.
урь-урь-урь - брови Варенька не хмурь.
Ирь-ирь-ирь - широка земля Сибирь.
Эрь-эрь-эрь - на картине страшный зверь.
Арь-арь-арь - в речке плавает пескарь.
Эрь-эрь-эрь - посмотри какая дверь.
Урь-урь-урь - в январе не мало бурь.
Арь-арь-арь - Рита ест сухарь.
Орь-орь-орь - у Бориса корь.
Ирь-ирь-ирь - на снегу снегирь.
Рюм-рюм-рюм - опускаюсь в трюм.
Рех-рех-рех - грецкий ем орех.
Рёк-рёк-рёк - слышу твой упрек.
Рес-рес-рес - на коре надрез.
Рят-рят-рят - сяду в третий ряд.

ЗАРЯ
Ря-ря-ря - поднялась заря.
Ре-ре-ре - встану на заре.
Рю-рю-рю - все окна отварю.
Ри-ра-ри - солнышко дари.
Ре-ре-ре - свет свой на заре.

ХОРЬ
Ря-ря-ря - мы нашли в норе хоря.
Ерь-ерь-ерь - хорь упрямый зверь.
Орь-орь-орь - выходи к нам хорь.
Арь-арь-арь - дадим тебе сухарь.
Орь-орь-орь - не выходит хорь.
Рём-рём-рём - еще встретимся с хорем.

ФОНАРЬ
Арь-арь-арь - на столе стоит фонарь.
Рём-рём-рём - кот играет с фонарём.
Арь -арь-арь - со стола свалил фонарь.
Арь-арь-арь - разбитый на полу фонарь.
Рей-рей-рей - подмети полы скорей.

ХОРЬ
Орь-ор-орь - в норе сердитый хорь.
Урь-урь-урь - хорь, глаза свои зажмурь.
Арь-арь-арь - мы дадим тебе сухарь.
Орь-орь-орь - сгрыз сухарь сердитый хорь.
Ря-ря-ря - вот и нету сухаря.
Ре-ре-ре - добрый хорь сидит в норе.
Ря-ря-ря - у меня нет букваря.
Арь-арь-арь подари мне, хорь букварь!

Тридцать три старушки в ряд
Тараторят, тарахтят.

Боря Ире даст ириску,
Ира Боре - барбариску.

Варя варит, Боря жарит,
Рита песенки поет.

Тренируются терьеры
Перепрыгивать барьеры.
Через разные преграды
Все терьеры прыгать рады.

Варит повар макароны
Для сестры своей Матрены
И для братика Сережи
Макароны варит тоже.

Во дворе, на тротуаре,
Три подружки рисовали.
Замерла ворона: "Кар!
Разрисован тротуар!"

Предложили кобре
Поиграть на домре.
Кобра поиграла
И добрее стала.

Кряква крякает: "Кря-кря!"
Кряква крякает не зря.
Рядом с кряквой ряска есть.
Приплывайте ряску есть.

За забором Борис
Посадил барбарис.
Кустик барбариса
Перерос Бориса.

РЬ №4 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ВО ФРАЗАХ И В ТЕКСТАХ

РЬ №3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ И ФРАЗАХ

Тряпка, тряска, трясина, трюмо, трюфель, три, трибуна, триста, тревога, трезвон, треск, третий, трещина, дряхлый, дремота, дремучий, дребедень, древесина, древний, фрегат, вред, вредный, время, прядь, пряжа, пряжка, прямо, пряник, премия, прежний, пресс, преступник, пресный, превосходный, превратить, предание, прекрасный, предмет, предприятие, прибавка, прибаутка, прибой, привет, привкус, прием, приз, приказ, приклад, припев, присказка, брякать, брюква, брюки, брюнет, брюшко, бригада, брикет, бритва, бревно, бред, брезгливый, брезент, брелок, крем, кремень, крепкий, крепость, кресло, крест, кривая, крик, критика, крюк, крякать, грядка, грязь, грязный, грянуть, грядущий, гребень, гребля, грек, грелка, гренки, гречиха, гриб, грива, грим, гримаса, грипп, среда, средний, срез, средство, срисовать, зря, зрячий, зрение, зрелый, зритель.

Перестрелка, прикрепить, прирезать, прогреть, перегореть, присмотреть, перекрестить, перекричать, пригреть, перегреть, пририсовать, перерисовать, перетрясти, перетряска.

Горькая редька. Вареный рис. Речная переправа. Деревянная рейка. Пареная репа. Кудрявый парень. Утренняя зарядка. Редкое решето. Древесный вредитель. Нарядные ребята. Средний ряд. Беспорядок в передней. Резной терем. Рюкзак туриста. Варенье из ревеня. Жареные грибы. Кривое дерево. Неприступная крепость. Приветственная речь.

В тарелке редиска, огурец и перец. Во дворе натянута веревка. Ребята пошли купаться на реку. Мама варит рисовый суп. Мальчики ныряют с вышки. Курица сидит на заборе. Сережа и Гришенька – товарищи. Девочка играет на скрипке. В воротах вратарь. У Ирины сережки Иринины. У Марины сережки Маринины. У

Марины гребешок Маринин. Веник из березы – березовый. Варенье из рябины – рябиновое. Варенье из черешни – черешневое. Суп из грибов – грибной. Каша из риса – рисовая. Каша из гречки – гречневая. Хорек – хищный зверек. Марине подарили янтари. Арина приводит комнату в порядок. Марина подарила Вере передник с мережкой. Дряхлый старик дремлет под деревом. Ребята сеяли репу, редьку, брюкву и редис. Валерий решает задачи. Моряк уходит в рейс. Римма варит курицу с рисом. Ребята высадили на пустыре березы, рябину, черемуху, сирень. У Риммы решето черемухи. Мама варит варенье из черемухи. Петя рисует. У Пети на рисунке репейник. Отряд перешел речку по бревну. Арина нарезала редис. Моряк спускается в трюм.

Перина у Марины, За рекой черемуха,

Марина на перине, За рекой сирень,

Перина под Мариной, Кто же там подремывал,

Маринина перина. Говори скорей!



Превосходная привычка – делать зарядку. Утренняя зарядка сберегает здоровье. Борис будет токарем. Валерий, Сергей и Борис смотрели книгу о богатырях. На берегу реки деревянная пристань. Берегите зрение. В ведре варятся подберезовики. Порядок бережет время. Соврешь не помрешь, да вперед не поверят. С лодырем поведешься, горя наберешься. Во дворе ребята играют в прятки. Арина грибы мариновала. У четырех черепах по четыре черепашонка. Рита варит рис. Боря ремонтирует приёмник.

У моей сестры Марины Открываем календарь:

Щеки, будто мандарины, Начинается январь.

А сама сестра Марина В январе, в январе

Чуть побольше мандарина. Много снегу на дворе.

Табурет на табурет И еще на табурет

Ставим осторожно. Ставлю табуретку.

Табурет на табурет – Табурет на табурет…

Это очень сложно. - Стойте! Передышка! -

Табурет на табурет… Табурет на табурет…

Лезу на кушетку Вот и телевышка!

Инновации повсеместно приходят в нашу жизнь и работа логопеда не исключение из правила. Что бы идти в ногу со временем специалистам необходимо модернизировать рабочий процесс, а в этом ему могут помочь современные компьютерные технологии. Например, возможности программы Microsoft Word, как нельзя лучше помогут логопеду не только привести всю документацию в надлежащий вид, постоянно корректировать исходные данные, а так же легко их систематизировать, обновлять, к тому же электронный вариант документации гораздо эстетичнее и экономнее. Использовать эту программу удобно и при накоплении лексического материала для автоматизации и дифференциации поставленных звуков у детей, для работы с логопедическими домашними тетрадями. Подготовив один раз нужный словарный материал, логопед в дальнейшем освободит большую часть своего времени, которое уходило у него на заполнение домашних тетрадей воспитанников.

Предлагаю вашему вниманию один из видов лексического материала на автоматизацию звука «Р». Данный материал рассчитан на одного ребёнка, выполнен в удобном для распечатывания или копирования формате А-4. Подборка разнообразных игр и упражнений рассчитана на постепенное усложнение заданий, охватывает многие этапы работы с лексико-грамматическими категориями, способствует не только автоматизации поставленного звука в спонтанной речи, но и развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).Педагог, исходя из индивидуальных возможностей детей, может давать не одно, а два- три задания на дом. Просто нужно вырезать необходимые упражнения и вклеить их в тетрадь ребёнка.

Примерные задания:

Проговаривать слова:

Рак, раб, рама, рана, рога, радость, рассвет, ранец, расчёт, район, радио, розетка, ромашка, ранетки, ракушка, радуга, работа, раковина, растение, ура, нора, гора, штора, дыра; Рот, ров, рог, рожь, роза, рота, рожки, рондо, ровный, роспись, роскошь, робот, ролики, Родина, перо, озеро, сырок, урок, курок, горох, укроп, герой, простынь, мороз, перрон, пирог, творог; рубль, Русь, рука,ручей, ручка, рудник, ружьё, румянец, рукопись, рукавицы, рубашка, рубанок, ярус, вирус, прутья, кенгуру, парус, обруч, шуруп, Маруся; Рысь, рык, рыба, рынок, рыжик, рычаг, рысак, рытвина, горы, шторы, шары, фары, игры, комары, товары, обрыв, хмурый, прыжок, старый, корыто, Горыныч, покрытие; Реп, Рекс, регби, Шрек, Фрэд, стресс, кредо, тире, пюре, каре, экспресс, crazy - park , эспрессо.

Проговаривать слова:

Пар, жар, шар, бар, комар, удар, юмор, товар, повар, загар, сахар, табор, базар, гончар, пожар, спонсор, штопор, самовар, комиссар, ягуар; Вор, бор, хор, сор, спор, сбор, забор, топор, бугор, узор, упор, затор, набор, напор, Егор, дозор, помидор; Тур, шнур, Тимур, ажур, тамбур, ящур, шампур, штукатур, абажур; Мир, пир, жир, тир, сыр, зефир, кумир, копир, факир, кассир, кефир, пассажир, ювелир, командир, Мойдодыр, веер, фужер, шифер, сканер, Киндер, офицер, пионер, Юпитер, компьютер, дизайнер, шифоньер, менеджер, жонглёр, шофёр, ковёр, шахтёр, маникюр.

Проговаривать:

Ра- ра- ра, рак, баран, нора.

Ро-ро-ро, рот, пароль, перо.

Ру-ру-ру, рубль, шуруп, кенгуру.

Ры-ры-ры, рысь, обрыв, ковры.

Ар-ар-ар, пар, комар, базар.

Ор-ор-ор, бор, топор, забор.

Ур-ур-ур, шнур, Тимур, шампур.

Ир-ир-ир, пир, тир, кумир.

Проговаривать слова:

Кран, град, грач,край, крабы, гроза, краски, грабли, кровать,крапива,красота,грамота,граната, граница, кроссовки,градусник,громадный, красавица, кросс, кровь,гром,крот,гроздь,грохот,кролик,громкость, грозный,крыса,крыльцо,грыжа,крыша,грызуны, крышка,круг,круиз,груз,грудь,грусть,крупа,круча, груша,грубость,группа,грузди,грузчик,кружка, кружево,грузовик,крутизна.Тигр,игра,икра, украсть,покраска,награда,ограда,виноград, фотограф,ограбление,пограничник,фотография, укроп,угроза,погром,закройщик,багровый, укромный,микрофон,мокрый, накрыть, покрывало, укрытие,огрызок,угрызение,погрузчик,игрушка, окружность.

Проговаривать:

Брак, брат, нрав, храм, шрам, мрак, цирк, хруст, фронт, сорт, спорт, ртуть, спирт, курс, брошь, пруд, фрукт, брысь, враг, врач, фрак, бронза, брынза, брови, просо, срочно, брусок, право, зебра, обрыв, правда, черви, чердак, чертёж, черта, ржавый, почерк, провод, шербет, кирпич, портной, праздник, пробка, фронт, термос, простынь, прыгать, прыжок, брызги, брынза, мрачный, яркость, паспорт, зрачок, добро, овраг, справка, сердце, изумруд, управа, проблема, продукты, проводка, пружина, нравиться, консервы, горбуша.

Проговаривать:

Красная икра, черная смородина, завтра утром, дорогое пирожное, старшая группа, добрый доктор, правая рука, хороший повар, широкая дорога, дорогой подарок, праздничный пирог, старые ворота, сорока-ворона, рыба- карась, городской сквер, крупный горох, бараний жир, гранатовый браслет, первый урок, кирпичная труба, растёт трава, короткий шнур, пирог с рыбой, огромный выбор, праздничная распродажа, Армия России, картонная коробка, чёрная рубаха, картофельное пюре, спортивные игры, фруктовый йогурт, карта мира, старое ружьё, шерстяные рукавицы, короткий рукав, кирпичный гараж, хрустальный фужер, открытая форточка, стиральный порошок, повернуть направо, рыжая корова.

Проговаривать предложения:

В парке культуры много разных каруселей. У дороги растёт трава подорожник. Артур рубит дрова топором. По проспекту Строителей ездят трамваи и троллейбусы. В парке громко играет аккордеон. Ира стирает шарф и рукавицы. У Ромы брат - шофёр. Утром в цветочном горшке распустилась красная роза. Маляры красят забор и ворота. В овраге росла крапива. По дорожке прыгал растрёпанный воробей. В крупный морской порт пришёл красавец- корабль. Аркадий набрал корзину красной смородины.

Инструменты (топор, отвёртка, рубанок, дрель, грабли, перфоратор); продукты питания (творог, йогурт, торт, вареники, рассольник, икра), посуда (тарелка, сковорода, тёрка, кружка, самовар, поварёшка), одежда (рукавицы, перчатки, шарф, гетры, куртка, шорты).

Игра «Опять 2 и 5»

Например:Шар - 2 шара, 5 шаров;

Слова: карандаш, тигр, кролик, персик, груша, тетрадь, морковка, муравей, сорока, зебра, морж, кровать, сарафан, пароход, фуражка, игрушка.

Относительные прилагательные

Варенье из персиков - какое? (персиковое варенье), кровать из дерева-(деревянная кровать),каша из перловки-(перловая каша),компот из фруктов-(фруктовый компот),фужер из хрусталя-(хрустальный фужер), пюре из картофеля-(картофельное пюре), сок из груш -(грушевый сок),икра из моркови- (морковная икра),суп из гороха- (гороховый суп), коробка из картона- (картонная коробка), йогурт из абрикосов- (абрикосовый йогурт), тарелка из фарфора-(фарфоровая тарелка), браслет из серебра -(серебряный браслет), люстра из бронзы -(бронзовая люстра), куртка из бархата-(бархатная куртка), вино из винограда -(виноградное вино), печенье из сахара-(сахарное печенье).

Замени в слове звук Л на звук Р (ль на рь)

Голод (город), баллон (барон),блошки (брошки), толк(торг),волан (варан),полоть (пороть),полог (порог),болт (борт),классный (красный), малина (Марина), уголь (угорь), хлам (храм),глаза (гроза),класс (КРАЗ),колонна (корона),плошка (Прошка).

Придумай 3-5 слов со звуком «Р», «РЬ» по темам:

Транспорт (паровоз, корабль, грузовик, трамвай)

Дикие животные (барсук, бурундук, хорёк, сурок, рысь) Домашние животные (кролик, корова, баран, поросёнок) Африканские животные (жираф, носорог, крокодил, пантера) Птицы (сорока, грач, воробей, скворец)

«Скажи, если этого много»

Например: корова- много коров; корабль, куртка, роза, шифоньер, ворона, сорока, рукавицы, воробей, тигр, сковорода, пирог, сарафан.

Игра «4-й лишний»

Шифоньер, кровать, этажерка, кружка .

Смородина, мухомор, сыроежка, подберёзовик.

Воробей, бобр , сорока, ворона.

Жираф , стрекоза, муравей, таракан.

Пирамидка, матрёшка, куртка , шарик.

Гитара, барабан, контрабас, топор .

Сковорода, помидоры, горох, репка.

Игра «4-й лишний» по первому звуку в слове.

Лак, лук, лось, рак.

Сок, сын, рот, суп.

Дом, рысь , дым, даль.

Рубль , мак, мох, мысль.

Луна, лужа, лыжи, рука.

Мука, роза , мыло, море.

Игра «4-й лишний» по последнему звуку в слове.

Мох, сыр, мех, дух.

Гол, пар , мел, вол.

Бор , лак, сок, лук.

Стол, зал, стул, шнур.

Ключ, ночь, дверь, дочь.

Забор, мешок, замок, песок.

Мох, суп, пар , лак, рот , дым, сон, сыр , муж, лось, рак , мел, бор , сок, лук, мех, рубль , дом, брат , снег, квас, гром, град , стук, бровь , плот, душ, крот , ночь, брошь , лес, кран , нос, пёс, друг , дочь, круг, мак, сук, рысь .

Придумай 3-5 слов со звуком «Р», «РЬ» по темам:

Имена девочек (Ира, Марина, Лера, Марта, Рая)

Имена мальчиков (Тимур, Игорь, Захар, Пётр, Егор)

Насекомые (муравей, стрекоза, таракан, сверчок, червяк)

Рыбы (карп, карась, скумбрия, сайра)

Грибы и ягоды (мухомор, груздь, сыроежка, боровик, виктория, крыжовник, черника, брусника, черёмуха)

Деревья и кустарник (берёза, кедр, сирень, рябина)

Игра «Чудное эхо» (повторить слово со звуком Р)

Колос, горох , палас, зола, нора , бизон, салат, мороз , мешок, кусок, малыш, корабль , пирог , сапог, носок, пират , кошка, баран , сушки, масло, город .

Игра «Повтори последний слог»

Например: гора-ра, шторы (ры), нора(ра), перо (ро),топоры (ры), кенгуру (ру), бобры (ры),жара (ра), шары (ры), метро (ро), баран (ран), пирог (рог), сарай (рай), барак (рак), мороз (роз), перрон (рон),горох (рох).

Игра «Чудное эхо» (повторить слово со звуком Р)

Собака, веранда, машина, шахматы, карандаш, воробей , золото, голова, сорока, малина, ворона, кошелёк, калитка, корова , клубника, крыжовник.

Игра «Закончи слово, подставь звук Р в конце».

Например: ми…мир; топо.., забо..,Его.., Наза.., база.., штопо.., кома.., помидо.., абажу..,Мака.., уда.., шну.., сы.., ша.., бо.., па…

Игра «Назови друзей»

Например: Рая дружит с кем, если её подружка Ира? (с Ирой). Подружки: Вера, Лера, Кира, Вероника, Фрося, Варвара, Роза, Марта, Марина, Тамара, Кристина.

Игра «Назови друзей»

Например: Рома дружит с кем? если его друг Прохор - с Прохором. Друзья: Егор, Борис, Захар, Фёдор, Марат, Макар, Владимир, Аркадий, Пётр, Дмитрий.

«Построй предложение из слов»

В, огород, расти, огурец, помидор, картофель.

(В огороде растут огурцы, помидоры, картофель.)

Рыбак, поймать, разный, рыба, карп, карась, и, ёрш. (Рыбак поймал разную рыбу: карпов, карасей и ершей.) Прилетать, перелётный, птица, грач, скворец, и, журавль.(Прилетели перелётные птицы: грачи, скворцы и журавли) В, зоопарк, много, разные, животные, жираф, носорог, крокодил, и, тигр.(В зоопарке много разных животных: жирафы, носороги, крокодилы и тигры.

Игра « Назови профессию»

Например; Кто красит стены? - маляр; кто лечит людей? (врач), кто лечит животных? (ветеринар), кто продаёт? (продавец), кто снимается в кино? (актёр), кто стрижёт людей? (парикмахер), кто управляет машиной? (шофёр), кто строит дома? (строитель), кто убирает во дворе (дворник), кто охраняет? (охранник).

Тексты для пересказа.

1. В деревне у Маруси живут корова Бурёнка и поросёнок Хрюша. Маруся кормит Бурёнку травой, а Хрюшу корочками хлеба, морковкой и картошкой.

2.У Ромы есть кот Матроскин и овчарка Трезор. Роме нравится дрессировать своих зверей. Когда Рома вырастет, он будет дрессировщиком.

3. По Чёрному морю плывёт огромный красивый корабль. Пассажиры корабля отправились из России в турне по разным странам.

Игра «Назови одним словом»

рыбу ловит - рыболов; кофе варит (кофеварка), мух морит (мухомор), земля трясётся (землетрясение), небо скребёт (небоскрёб), сталь варит(сталевар), идёт в первый класс (первоклассник), мясо рубит (мясорубка), лес рубит (лесоруб),вместо носа -рог (носорог), мусор возит (мусоровоз),скоро варит (скороварка) гром отводит (громоотвод), паром варит (пароварка).

Игра «Кто что делает?»

Например: Собирать урожай - Я собираю урожай, мы собираем урожай, ты собираешь урожай, вы собираете урожай, он собирает урожай, они собирают урожай. Словосочетания: рисовать картинку, рубить дрова, громко разговаривать, убираться в квартире.

Игра «Подскажи словечко»

Вот летят комарики на воздушном…(шарике). Всех излечит, исцелит …(добрый доктор Айболит). Мишку своего не брошу, потому что он…(хороший). Я - Великий Умывальник, знаменитый…(Мойдодыр), умывальников начальник и мочалок…(командир). Пошла Муха на базар и купила …(самовар). Вдруг из подворотни - страшный великан, рыжий и усатый…(таракан). Горе, горе! Крокодил солнце в небе …(проглотил). И всем по порядку, даёт шоколадку, и ставит,и ставит им…(градусники).В Африке разбойник,) в Африке злодей, в Африке ужасный…(Бармалей). За посудой вдоль забора скачет бабушка…(Федора). Рано-рано два барана застучали в …(ворота).А потом позвонили Зайчатки: нельзя ли прислать…(перчатки).

Всегда требуйте правильного произнесения звука «Р» в заданиях;

Предварительно ознакомьтесь с заданием, ещё в группе, получив домашнюю тетрадь. Если задание вам непонятно, уточните его выполнение у логопеда;

Озвучьте ребёнку пример выполнения задания, убедитесь, что он понял, как его нужно выполнять;

Если задание даётся ребёнку с трудом, помогите, но не подсказкой, а наводящими вопросами, через какое- то время можно повторить выполнение этого задания;

В играх «4-й лишний» произносите не торопясь весь ряд слов, при необходимости повторите его, так чтобы ребёнок успел подумать;

В играх «4-й лишний по заданному звуку» произносите нужные звуки несколько дольше, выделяя их в речи (сссок, доммм);

В играх «эхо», после каждого произнесённого слова делайте паузу -будет ли ребёнок повторять это слово?

В играх «Добавь звук Р» («Добавь слог Ры, Ра») ребёнок должен произнести всё слово, которое получилось целиком.

Успехов!